Содержимое
В июле и августе Санкт-Петербургская биржа добавила в листинг много интересных бумаг, включая несколько европейских. Наконец-то, у большинства из нас появится полноценный шанс подстраховать себя от географических и курсовых рисков, если вы не хотите зависеть от рубля и погромов в США. Но сегодня у нас на десерт пиндосный аналог АО «МММ». Я очень большой скептик в отношении компании Тесла (TSLA), но, как показала статья Влада, у этой компании есть хоть какие-то основания для реального роста – маркетинговый гипноз Маска, наличие квартальных прибылей (хоть и с фокусами в бухучёте), настоящие заводы с технологическими линиями и рост их количества, розовые очки у покупателей электрокаров по завышенным ценам и т.д. А теперь посмотрим на последователя-хайпожора. Как поклонник стоимостного инвестирования по Баффетту, я вообще ненавижу усложнять, тем более возиться с труса́ми и шорта́ми, но, когда выпадает такой шанс… Уверен – перед нами скоро появится надёжный шорт слаще, чем торт: Nikola Corporation (NKLA).
Итак, что мы знаем об основателе и самой компании.
Тревор Милтон – основатель
Изобретатель Никола Тесла описался бы от стыда, увидев, как его фамилию поласкают в двадцать первом веке все кому не лень. Но ещё больше он накакал бы в душу Тревору Милтону, назвавшего его именем квазикомпанию по производству грузовиков, собирающихся работать на батареях и водороде.
То, что это настоящий втиратель, эксплуатирующий надежду людей, я вам обязательно докажу и пожелаю ему встречу с российскими 90-ми:
Пацан к успеху шёл, не фартануло
Милтон вырос в Юте и с детства увлекался автомобильными технологиями. Бросил университет Юта-Вэлли после первого семестра, чтобы вместе с партнёром основать на равных (50/50, это важно!) свою первую компанию «St. George», специализирующуюся на продаже технологий безопасности – сигнализаций и видеонаблюдения. Спустя несколько лет, он продал весь бизнес за $300 тысяч, а партнёру отдал только $100 тысяч. Нутро паренька уже начало проявляться.
Следующий проект – сайт uPillar.com с объявлениями о продаже подержанных автомобилей. Свой итоговый результат в e-commerce он назвал «невероятным успехом», хотя случилось фиаско.
Никола – его шестой бизнес. «Три были успешны, три – не очень, но средний результат 0,5 в бейсболе означает, что Вы – лучший игрок в мире», – это сам Милтон о своём послужном списке. Жаль, он не стал сапёром.
4 июня 2020-го состоялось IPO – стоимость акций сразу достигла $33,75 за штуку, а рыночная капитализация компании составила $12 млрд. В результате основатель и крупнейший акционер стал миллиардером.
Уже 9-го июня котировка достига $79,73, а рыночная капитализация — $28,8 млрд., что больше, чем у Ford Motor (F) и Fiat Chrysler Automobiles (BIT: FCA). Если это не безумие, то что тогда?!
Возможно, это всё оправдано и наш подозреваемый готов днями и ночами вкалывать, тратя все свои силы, деньги и время, чтобы оправдать такой успех. Ага, всегда готов: уже в ноябре 2019-го хайпожоп купил ранчо площадью 2.000 акров в родной Юте за $32 млн., причём бабло он взял из первых раундов финансирования на $600 млн. своего фуфлового стартапа.
Все мошенничества Милтона
Самое интересное расследование провела недавно компания Hindenburg Research, специализирующаяся на судебно-финансовых исследованиях. По сути, это материалы для уголовного дела. Расследователи «никогда не видели обмана такого масштаба в публичной компании». Hindenburg Research собрала информацию из телефонных звонков, текстовых сообщений и электронных писем, содержащих десятки ложных заявлений создателя афёры: «Он [Милтон] подписал партнёрские отношения с несколькими ведущими автомобильными компаниями, отчаянно пытающимися догнать Tesla и использовать хайп электромобилей». Тревор обманывал даже своих же партнёров, заставляя тех заверять соглашения о наличии якобы крутых патентов.
Hindenburg Research доказала и Nikola уже это признала, что рекламное видео «Nikola One in Motion», где «электрогрузовик» движется по дороге с высокой скоростью, – уловка: сотрудники отбуксировали грузовик на вершину холма и просто засняли, как он катится. Также на закулисных фотографиях было показано, что из-под сцены в днище грузовика был впендюрен кабель, чтобы ложно заявить о якобы полностью функционирующих электрических системах Nikola One.
В октябре 2019-го пообещали произвести революцию в аккумуляторах путём покупки компании-разработчика ноу-хау. Но сделка сорвалась, когда поняли, что, во-первых, эта технология бесполезна, и, во-вторых, президенту аккумуляторной компании предъявили обвинение – он потратил на проституток все инвестиции НАСА. Однако, даже узнав об этих проблемах, Тревор тупо продолжал пиарить сказку.
Революционной аккумуляторной технологии никогда не существовало!!! Привет тебе, Илон Маск. Теперь в планах компании использовать технологии GM по аккумуляторным батареям и водородным топливным элементам. Представитель Volvo Powercell AB (разрабатыващей технологии водородных элементов), которая ранее была партнёром Nikola, назвал её аккумулятор и водородный топливный элемент «горячим воздухом».
Чуть позже мы поймём, что GM облажалась-то по полной – от Николы партнёрство получит только концептуальный дизайн и стрёмный бренд.
Недорогой водород – залог успеха бизнес-модели. В своей презентации перед сотнями людей и в многочисленных интервью Тревор утверждал, что владеет собственными газовыми скважинами и уже производит водород, причём его себестоимость на 81% меньше аналогов. На самом деле, Никола никогда не производила водород, тем более по такой цене, как позже и было признано под давлением СМИ. Все упоминания о презентации вместе с претензиями были незаметно удалены с официального сайта компании.
Также утверждается, что все ключевые компоненты разрабатываются самостоятельно, а на самом деле они покупаются у третьих лиц. Например, инверторы компании Cascadia: в видеоролике, демонстрирующем инверторы собственного производства, Nikola просто скрыла этикетку Cascadia малярной лентой.
В июле 2020-го Тревор сказал о грузовике «Tre»: «Первые пять штук сойдут с конвейера прямо сейчас в Ульме, Германия». Представитель Bosch, производственного партнёра, опроверг эту ересь – они вообще ещё не готовы выпустить хоть один грузовик.
Разрекламированный многомиллиардный портфель заказов также является бредом. Сообщается, что на US Xpress приходится треть всех бронирований – порядка $3,5 млрд. А ничего, что у US Xpress свободных денег было всего на $1,3 млн. в прошлом квартале. Ключевые партнёры и сторонники Николы агрессивно обналичивают деньги: Worthington, Bosch и ValueAct уже продали все свои акции!!
Заодно и Милтон позаботился о себе: чтобы не пойти на дно вместе с кораблём, на IPO он уже немного окэшился ($70 млн.) и изменил срок запрета продажи купленных айпиошных акций с года до 180 дней. Ну и переделал Устав так, что, если его вдруг уволят в течение следующих двух лет, он тут же получит ещё $20 млн.
В числе прочего Hindenburg Research опровергла утверждение, что штаб-квартира Nikola «располагает установленными на крыше солнечными батареями мощностью 3,5 мегаватта». Это легко доказали аэрофотоснимки.
Всё написанное выше вы вправе считать наговором на ещё одного гения и последователя Маска, если бы не одно ключевое «но»: Hindenburg Research уже открыла шорт по бумагам Nikola!!
Вишенка на торт – 14 сентября Комиссия по ценным бумагам и биржам начала расследование обвинений в мошенничестве, а 15 сентября своё расследование начало Министерство юстиции. Заодно возбудилась и Прокуратура США по Южному округу Нью-Йорка.
Суть сказки Nikola
Милтон основал Nikola Motor в 2014-м в Фениксе (штат Аризона) для будущего производства грузовиков, работающих на электробатареях и водороде. По сути, пацан погнался за Маском и решил похайпиться на теме нулевых выбросов вредных веществ.
Вот весь ассортимент будущей продукции, если компания не откинет копыта раньше.
Nikola Two – это тягач, внешне похожий на уже проклятый со скандалом проект Nikola One и ориентированный в будущем на рынок Америки.
Nikola Tre. Идея этого электрического грузовика представлена в ноябре 2019-го. Его хотят начать впендюривать сначала в Европе, а потом на австралийском и азиатском рынках. Якобы Tre будет иметь мощность от 500 до 1.000 лошадиных сил и дальность хода от 500 до 1.200 километров. Производство должно начаться одновременно с выпуском американских грузовиков, то есть в 2022–2023 годах. Все прототипы Nikola Tre собирались в Германии вручную, а не на конвейере. Сама сборочная линия, вопреки всем обещаниям, по состоянию на сентябрь 2020-го года ещё не закончена!
К настоящему моменту Nikola уже представила несколько моделей электрогрузовиков (которые будут конкурировать с Tesla Semi Илона Маска) с питанием от батарей или водородных топливных элементов, но пока не произвела ни одного. Можете сами погадать, сколько из всего этого реально?!
Вы можете упрекнуть мистера Гейтса во многих грехах, но только не в том, что он любит терять деньги. Повелитель окон сразу прикинул, какого размера должен быть аккумулятор для таких грузовиков: проще говоря, половину полезного груза. Либо придётся усеять планету электро и водородными зарядками, то есть кому-то придётся слить бабло на CapEx. Есть желающие? Билл Гейтс отказался.
Nikola Reckless – это концепт-кар: полностью электрический тактический внедорожник, в первую очередь для военных.
Badger – водородно-электрический пикап. Будет представлен только в декабре, а производство начнётся в 2022-м. По заявленным характеристикам модель превосходит всех конкурентов: мощность – 461 л. с. (пиковая – 919 л. с.), крутящий момент – 1329 Н*м, разгон до 100 км/ч – 2,9 с, буксировочная способность – более 3,5 т, запас хода – до 960 км. Агентство Bloomberg оценивает Badger в $60.000–90.000. Такая цена будет конкурентоспособна на американском рынке, где пикапы традиционно популярны. Милтон даже выразил надежду, что однажды Badger сможет конкурировать с пикапом Ford F-150, который вот уже 43 года держит пальму первенства по продажам в секторе.
Однако, подобные планы есть не только у Nikola. Конкурент Rivian Automotive заручился поддержкой Amazon и Ford (автогигант вложил в стартап $500 млн. в апреле 2019-го) и собирается наладить производство своей модели электрического пикапа к июню 2021-го. Да и сам Ford обещает представить электрический F-150 к 2022-му, а Fiat Chrysler Automobiles задумывается об электрификации своего популярного пикапа Ram.
В июне 2020-го компания объединилась с зарегистрированной на бирже фирмой VectoIQ, поэтому теперь называется Nikola Corporation.
Хотя водород является популярным в природе элементом, автопроизводителям трудно коммерциализировать свои автомобили на топливных элементах из-за отсутствия водородных заправочных станций. В США водородные автомобили от Toyota, Honda и Hyundai доступны только в Калифорнии, единственном штате, где как раз есть заправочные станции для них. Обратите внимание, даже гигантская Toyota, действительно пытавшаяся заразить массу бизнесменов идеей строить в США заправочную инфраструктуру, в итоге очень быстро облажалась и отказалась. Милтон же хочет построить 700 водородных станций по всей Америке к 2028-му году. Кто-нибудь из акционеров вообще понимает, что ему уже при таком CapEx придётся минимум 8 лет сосать лапу?
Портфель заказов и партнёрство
На данный момент якобы есть предзаказы примерно на 14.000 грузовиков ($10 млрд.), в том числе от Anheuser-Busch InBev (BUD), планирующей арендовать 800 из них. Также известно, что в общее число включены 2.500 мусоровозов для крупной компании по переработке мусора Republic Services.
Хотя единственным возможным спасением от банкротства является сделка, совершённая 8-го сентября. По её условиям General Motors (GM) получит 11% акций Nikola и возьмёт на себя производство пикапа Badger, а Nikola получит технологию аккумуляторных батарей Ultium и технологию производства топливных элементов Hydrotec. Также Nikola даст GM право назначать одного члена своего совета директоров, а взамен получит доступ ко всем производственным мощностям GM. Это позволит сэкономить $4 млрд. на стоимости батарей и электродвигателей и $1 млрд. – на проектировании и сертификации комплектующих. А GM получит дополнительную выгоду в $2 млрд. от контрактов на производство Badger и заказов на топливные элементы, а также от причитающихся ей по условиям сделки 80% квот на выброс парниковых газов.
«Nikola сразу же получает десятилетия опыта в поставке и производстве сертифицированных, протестированных и готовых к производству комплектующих, проектировщиков мирового класса и доверие со стороны инвесторов. И самое главное – GM теперь заинтересована в успехе Nikola», –Тревор Милтон.
«Это стратегическое партнерство с Nikola, ведущим новатором в индустрии, продолжает развитие наших новых батарей Ultium и топливных элементов Hydrotec. Мы увеличиваем свое присутствие в разных сегментах производства электромобилей и наращиваем объёмы, чтобы снизить стоимость производства топливных элементов и увеличить прибыльность», – заявила генеральный директор GM Мэри Барра. Также в ответ на отчёт Hindenburg Research Мэри Барра заявила, что её компания провела надлежащую проверку перед сделкой с Nikola. Аминь!
Инвестанализ
Я не знаю, какую именно лапшу вешал Милтон на уши Барра, поэтому сами оцените уровень интеллекта гендиректорши GM:
Выручки фактически нет и все потоки в заднице. А что есть? Нарастающий поквартально убыток и небольшой запас кэша после IPO. Окей, перепроверим – вот самые свежие данные
Кто-нибудь видит здесь хоть один показатель для стремительного взлёта до такой капитализации? Я нет.
Поиск шанса
В общем, дорогая редакция, это писец. В лучшем случае мы только что узнали про недоделанный стартап под руководством американского Мавроди, сумевшего нассать в глаза и уши гендиректору GM и множеству акционеров. В худшем – мы скоро насладимся фиаско, но не одной компании: вы же не настолько наивны, чтобы предполагать, что остальных не заденет. Давайте перечислим всех хайпожопов.
Безотносительно того, как вы к ней относитесь, Tesla (TSLA). Её китайский конкурент NIO (NIO), также наращивающий выручку: июльские продажи выросли на 322%, а затем последовали рекордные поставки в августе, увеличившиеся вдвое по сравнению с 2019-м годом. Однако, почти 4.000 автомобилей – всего лишь около 10% от объёма Tesla. XPeng (XPEV) по состоянию на 31 июля отгрузила клиентам более 20.000 своих электрических кроссоверов и седанов.
Помимо этих, в США есть ещё стартапы, обещающие начать в ближайшем будущем производство чего-нибудь электродвижущегося. К ним относятся Rivian, Fisker, Workhorse Group (WKHS), и Lordstown Motors.
Fisker и Lordstown Motors объявили о планах стать в 2020-м публичными через слияния. Компания Spartan Energy Acquisition (SPAQ) выкупит Fisker, а чуть позже Lordstown завершит слияние с DiamondPeak Holdings (DPHC).
Всего этого вполне достаточно для роста акций. Критическое мышление, инвестанализ и логика – а что это?!
Итак, уже есть тройной шанс на падение всех этих ребят: как только Комиссия по ценным бумагам и биржам, МинЮст или Прокуратура США по Южному округу Нью-Йорка найдут мистеру Милтону хоть малейшее основание для уголовки… начнётся самое интересное.
Также мы уже знаем, что тогда улетят вниз акции General Motors вместе с Anheuser-Busch.
Если расследование затянется и General Motors успеет по полной (на $2-4 млрд.) вляпаться во всю эту историю, то даже при текущей капитализации $45 млрд. её котировку ждёт полёт вниз на -10%, плюс общий негатив инвесторов легко добавит ещё -10%. Проще говоря, для акции GM будет за счастье остановиться при падении на уровне $25 за штуку.
Пока непонятно, как глубоко замазалась в этой истории Anheuser-Busch InBev: просто пообещала на словах арендовать готовые грузовики, подписала меморандум ни о чём или же уже есть обязывающее соглашение (со всеми суммами, условиями и гарантиями сторон), с которым можно идти в суд. Предположим наихудшее. При вероятной стоимости одного электрогрузовика ≈$700 тыс. и заказе 800 шт. компания попадёт на ≈500-600 млн. При том, что фин. результат последних трёх кварталов у компании не очень, это абсолютно точно вызовет негатив. Примерно те же -20% легко можно предположить, т.е. у этой акции днище будет в районе $39.
Вообще я не люблю шортить и уверен, перцы из Hindenburg Research немного поторопились. Сначала надо дождаться, когда новостные ленты заляпают мониторы негативом и инвесторы начнут скидывать бумаги Nikola, а уж потом присоединюсь к поездке вниз. Главное, не жадничать и успеть слезть до нулевого уровня!
Если же у вас слабые нервы, умоляю, будьте осторожны и вообще не трогайте эту идею – просто насладитесь бойней с галёрки.
Искренне Ваш, Алексей Смирнов
Если Вам понравилась запись, пожалуйста, поделитесь ею (прямо под статьёй для этого кнопки).
Надёжный шорт слаще, чем торт: Nikola Corporation (NKLA) by Алексей