Продолжаю рубрику с графиками. Этот выпуск не на конец месяца по двум причинам — материала накопилось и так слишком много и в конце месяца на это не будет времени (у меня чтобы написать, у вас чтобы прочитать).
В этом выпуске будут графики:
- Про текущий рынок
- Про рынок на более длинных горизонтах
- Про уран
- Про ‘энергетический сектор (под ним в США понимается в основном Oil & Gas)
- Про Теслу
- Из отчета DB про будущее
- Про другие интересные вещи — шиппинг, Ен+, пузырь на рынке производителей канабиса, снижение аналитичности рынка (единица измерения — аналитики) и т.д.
- И немного юмора
Текущий рынок или несколько слов о 2019
Не вижу смысла приводить графики о том, что росло в этом году, а что нет — их вы найдете в любом отчете любого банка и просто немного погуглив. Приведу лишь те, которые встречаются не так часто.
Не секрет, что стоимостные акции в 2019 году оставались не в фаворе. Практически во всех децилях рынка разделенного по капитализации дорогие акции показывали лучшую динамику чем дешевые. Расчеты для рынка США, но глобально все похоже. Если копать глубже, то такие периоды и являются причиной, почему на длительных горизонтах стоимостное инвестирование работает.
Также в таблице выше можно было заметить, что рынок США в целом рос. Тоже самое было и в целом в мире, что можно увидеть ниже на примере индекса MSCI ACWI. Причиной этого был рост мультипликаторов, а не базы на которую их умножают, то есть не абсолютного размера прибыли. Причем, с 1988 года рост мультипликаторов был выше лишь в 2009 году, после известных всем событий.
Могу представить, что графики выше (и из предыдущих статей этой рубрики) вызывают инстинктивное желание выйти из акций в какие-то воспринимаемые как более надежные инструменты, а именно в бонды. Но не все так однозначно, ведь ликвидность в прошлом году перетекала из акций в бонды и пузырь там может быть гораздо более крупный, чем в акциях.
Рынок в целом
Между тем на рынке усиливают доминирование индексные фонды
Учитывайте этот факт в своих решениях. Считаете, что тренд будет продолжаться — покупайте самое популярное и представленное в индекса, а опасаетесь, что развернется — наоборот.
Какой самый популярный индекс в мире? Конечно, S&P500. И в нем сейчас рекордная концентрация топовых имен. Как в 1999 году. А значит та же картина и во всех пассивных фондах его копирующих.
Может быть тогда пока стоит уйти с рынка? Исторически, это было не лучшим решением или как говорил Питер Линч — «Ожидая коррекций инвесторы потеряли гораздо больше денег, чем от самих коррекций». Ниже представлены цифры общей доходности S&P с 1993 по 2 квартал 2019 года в трех сценариях — всегда в рынке, всегда кроме 5 лучших дней, всегда кроме 30 лучших дней.
А теперь немного о бондах и акциях и о том насколько бонды безопасны. На примере Аргентины.
График, конечно, немного врет — ведь не обязательно было сидеть в номинированных в песо бондах и можно было найти нормальных долларовых эмитентов. Но, думаю, при таком же подходе акции все равно дали бы доходность выше.
При этом, в принципе акции сейчас смотрятся неплохо против кэша и бондов.
Выбирать для покупки исторически было лучшие самые непопулярные бумаги. Доходность активов имеет свойство возвращаться к средней. Или по крайней мере так было раньше.
Про эти сектора и бумаги я много писал и вот вам еще один пример такого сектора. Банки.
Волатильность на рынках низкая (хотя явно не в моих бумагах). И это несмотря на рост неопределенности экономической политики. Говорят за этим процессом стоят центробанки и их печатные станки.
Мнение о том, что от глобального монетарного стимулирования мы перейдем к фискальному становится общепринятым. Если вы не понимаете разницу и последствий, то советую понять разницу и последствия этого перехода (простите за мой французский). Это совсем разные звери и ведут они себя по разному. Удивительный факт заключается в том, что при Обаме в США было сокращение дискреционных расходов, а при Трампе идет их рост. То есть в какой то мере при Обаме было фискальное сжатие, а сейчас все меняется!
Инвестиции в уран — когда же будет взлет?
Давно не писал про уран, так что ниже просто много графиков по данной теме.
Добыча урана — растущая отрасль. По последнему отчету WNA (World Nuclear Organization) его понадобится больше чем предполагалось ранее.
Уже после этого отчета, в США решили продлить срок эксплуатации текущих реакторов до 80 лет. То есть спрос будет еще выше!
Японцы также потихоньку перезапускают свои реакторы
Этот растущий спрос не учтен отличается от консенсуса, согласно которому оценки будущего спроса упали с 2016 года на 25 млн. фунтов
За этот же период оценка спроса WNA изменилась незначительно
Тот же график с учетом мнения Sachem Cove и немного в другом виде
А вот так выглядит связка спроса и предложения на уран от WNA до 2040 года. Новые проекты необходимы.
Хотя это и далеко, но и на более коротких горизонтах виднеется дефицит.
Для борьбы с дефицитом нужно больше предложения на рынке. Но текущая добыча убыточна даже у лучших — Cameco и Казатомпрома. Если считать правильно (с учетом налогов, роялти, SG&A, транспорта, хранение, поддержания инфраструктуры и т.д.).
А чтобы не было дефицита потребуется ввод новых проектов. На лучшие из них нужно будет $4.6 млрд. и время (при том, что обычно в бюджет не укладываются)
Да и капитализация компаний на порядок меньше чем требуемый CAPEX, так что за счет эквити в текущих оценках рост профондировать не получится. Проектного финансирования при текущих ценах на уран также ожидать не приходится.
Расходы на поиск урана также существенно ниже чем в период с 1945 по 1990 года.
В сырьевых товарах также важен буфер между спросом и предложением, а именно запасы. Рынок урана непрозрачен, но например есть информация, что у атомных электростанций США запасы приближаются к достаточно низким отметкам.
К этому надо добавить, что в будущем производство контролируемых западными странами будет существенно меньше уровня их потребления.
А значит будет политическая реакция. Все таки отрасль стратегическая. Собственно реакция уже есть.
Энергетический сектор в США
Капитализация энергетического сектора в США падает (в нее в основном попадает нефть и газ, а также сервис, транспортировка и переработка этих продуктов)
Дивидендная доходность сектора существенно превысила доходность 10 летних гос облигаций США.
Весь 2019 год деньги утекали из сектора, но похоже этот процесс заканчивается.
Тесла по 420
Кто бы мог подумать? Налетай, подорожало!
В тоже время количество исков против Маска, SolarCity и Теслы растет.
Блумберг опубликовал, что Тесла намеревается снизить цены на производимую в Китае Модель 3 на 20%. Все как в учебниках по экономике — чем сильнее спрос на продукт, тем ниже компания должна установить цены. Тесла сразу же выступила с опровержением, хотя до этого игнорировала все запросы журналистов из различных уважаемых бизнес изданий (типа WSJ или FT).
Тесла самоочищается от лишних сотрудников и из нее ушел уже 3 главный юрист за год.
Еще Тесла самоочищается от лишних акционеров и слабых рук, которые по недоразумению называются инсайдерами.
Какой то глупый сайт по выбору авто в Великобритании под название What Car? дает данные по электромобилям с реальной дальностью хода, расходом кВт на милю и стоимости одной мили. Проклятые бриты явно подтасовывают данные ради евросолидарности, а также сидят на откатах от корейцев!
Ну, а главное, что Илон Маск выиграл процесс против британского дайвера которого он назвали педофилом. Хорошо, что его судил судья у которого несколько Тесл.
Графики из отчета Deutsche Bank Imagine 2030
Просто набор интересных графиков из отчета — кому интересен сам отчет гуглите, он в открытом доступе. Итак, в 2020-х в Китае будет уходить на пенсию относительно богатое поколение бэби бумеров и это будет влиять на структуру потребления.
Доля потребления в Китае стабильна, но она растет как доля общемирового потребления. Но до США и ЕС еще далеко.
Китайцы работают на улучшением экологии и планируют увеличить долю электромобилей до 40% в 2030 году, а также развивают железнодорожный транспорт. К этой информации надо относится с некоторым скепсисом, т.к. в то же самое время в Китае убрали льготы на электромобили и строят рекордное количество угольной генерации.
Сейчас мы примерно на пике размера рабочей силы в более развитых странах и Китае. Дальше будет плавное сокращение.
Продолжительность жизни потихоньку растет, а детская смертность падает. Если вы инвестор, то, возможно, понимаете, что это снижает ставку дисконтирования для расчета стоимости некоторых активов и что этот тренд продолжится.
А медианный возраст на нашей планете начинает расти.
Теперь о долгах. Размер государственного долга в мире высок, но пока не превышает исторические максимумы. Зато велика доля долга во владении у иностранцев.
Медианный размер долга к ВВП у развитых стран растет, но не на исторических максимумах.
Закончим прогноз гос долга США и Британии к ВВП в зависимости от ставок на их гос облигации.
Прочие графики
Ставки на морскую перевозку нефти и нефтепродуктах выросли до безумных уровней. Компании в секторе сейчас просто печатают деньги.
А вот в сухогрузах ситуация не интересна.
Количество аналитиков в крупных банках сокращается. Рынок будет становится эффективнее, как вы считаете?
Взлет и падение сектора производства канабиодов в Северной Америке. Из грязи в князи и обратно.
А вот в некоторых кармашках рынка ручейки капитала совсем пересыхают. Угольщиков, например, многие уже отказываются даже страховать.
А погоня за чистой энергией бьет по карманам потребителей. При этом, в случае с Германией эта борьба не привела к снижению выбросов парниковых газов!
Слайд из презентации для инвесторов с сайта Ен+. Рекомендую с ней ознакомится — IR в компании начинает работать.
Американские компании выпускают деноминированные в евро займы. Вот что значат низкие ставки!
Private Equity увеличивает инвестиции в софтверные компании и уже тратя на это более 20% привлеченных средств. Капитал в этой области явно дешев. Для тех кто инвестирует в этот сектор рекомендую ознакомится с историей других секторов которые были залиты деньгами PE фондов (типа шиппинга в прошлом).
Закончу таблицей со сравнительной оценкой компаний занимающихся лизингом самолетов. Говорят, что все на рынке дорого?
Немного юмора
Вы знакомы с нобелевским лауреатом по экономике Полом Кругманом?
- Что случилось?
- Я поджег твой дом.
- ЗАЧЕМ??
- Чтобы ты смог его построить заново!
Поздравление с рождеством от вашего юриста.
Поздравление с рождеством от вашего юриста: Я желаю вам, но не могу никаким образом гарантировать, Счастливого, умеренно, Рождества, и/или праздников включая, но не ограничиваясь, и, умеренно, Счастливого Нового Года ых двенадцати (12) месяцев от текущей даты.
PS: Если вам понравилась эта статья, то я прошу поделиться ее с теми , кому опубликованная на этом сайте информация может понравиться или показаться полезной (прямо под статьей есть для этого кнопки). Можно также нажать кнопку Нравится. Это крайне важно – больше позитивной обратной связи и больше читателей = больше стимула для публикаций и, соответственно, самих публикаций.
Инвестиционные графики декабря 2019 - рынок, уран, Тесла и многое другое by Vladislav
Спасибо, как всегда, познавательно! С наступающими!
Выглядит будто в статье должно было быть вставлено множество графиков которые не попали в нее по причине какого-то глюка. Будто часть графиков отображается лишь своим названием.
По поводу Теслы, и «кто бы мог подумать».. Вот действительно — кто бы мог подумать? 🙂
Ну и еще — с каких пор количество исков против РАСТУЩЕЙ компании это показатель проблем? ПО экспоненте растет число пользователей. По экспоненте растет число исков. Проблемы начнутся когда одним из истцов станут соединенные штаты, а не недовольные царапинкой на покрытии.
Вы давно занимаетесь инвестициями в сектор связанный с ядерным топливом. Я в этом ничего не понимаю, но очень люблю ваш блог.. Отсюда есть момент в которым хотелось бы разобраться, и есть надежда что вы можете помочь.
Когда-то давно, были старые, какие-то там реакторы которые как-то там работали на каком-то топливе. 🙂
А потом появились способ для более полного использования ядерного топлива.. Цитата из вики:
. It can employ all the actinides, closing the nuclear fuel cycle and potentially multiplying the energy extracted from natural uranium by about 60 times.[3][4]
( https://en.wikipedia.org/wiki/Nuclear_reprocessing )
В 60 раз(!). Это ошибка, или вы ожидаете такого страшного роста потребления, что весь технологический прогресс в эффективности этого аспекта не устоит, и понадобится ЕЩЕ БОЛЬШЕ урана? Просто в моем понимании если хоть на порядок растет эффективность, новые месторождения с сырьем(да и быть может вообще новое сырье) — могут не понадобится еще долго. Опять-же, дисклеймер в том что я тут совсем мало что понимаю.
С графиками явно что-то не то.. :X
Ладимир,
Проверил статью по разными браузерами и с телефона — вроде все корректно отображается. Возможно у вас какой то кроппер стоит для оптимизации трафика и он режет изображения.
По Тесле, если серьезно, то в компании особо ничего хорошего не произошло и оценка совсем оторвана от реальности. Да и сложно назвать растущей компанию у которой выручка падает на 20% против прошлого года и которая сокращает кап затраты (несмотря на их и так малый размер против других компаний), а также максимально вытягивает спрос вперед до истечение налоговых льгот в США и Нидерландах (после чего их конкуренты будут иметь конкурентное преимущество против них). Если так считать, что БМВ или Форд вообще супер растущие.
При этом, у компании куча фанов и с этим я спорить не буду. Сам общался с хорошим другом из лондонского Фейсбука и он крайне позитивно относится к компании также как и вся его знакомая ИТ тусовка. Это ребята с хорошими зарплатами, которые не разбираются в финансах, конкурентном анализе, сомнительных сделках, исходе сотрудников и т.д., но которые очень любят Маска. В подавляющем большинстве случаев, лучше находится на другой стороне трейда с этими ребятами.
—
По урану. Есть много теорий, что может быть эффективнее и лучше чем урана, вплоть до термоядерных решений, но пока реакторы закладываются под текущие технологии и в сочетании с имеющимися реакторами их более чем достаточно, чтобы возник дефицит урана при текущих ценах. Также цена самого урана в себестоимости производства энергии относительно мала и основные расходы — стройка. Так что, даже при возникновении новой технологии, никто не будет строить новые реакторы, чтобы заменить старые ради экономии урана.
И кстати новые реакторы и так гораздо более энергоэффективнее чем старые и это учтено в прогнозах того же WNA и Sachem Cove. Если смотреть прогнозы по росту выработки киловатт, то там рост будет больше чем по потребностям урана.
Спасибо.. Что-то у меня подглючивает ваш сайт порой.
Не помню что, но в прошлый раз я тоже на что-то жаловался! 🙂
Сейчас без каких либо изменений все загрузилось отлично. Перечитал пост. Интересней стало.
Особенно озадачивающими кажутся сокращающиеся аналитики, и мировая демография.. И все это через с ростом затрат на IT.
Автоматизация может заменить очень много рабочих мест. Эта статья заставляет очем много о чем думать.
Сделаю вот сюда: https://vk.com/ladimircapital репост, со своими комментариями.. Вероятно там тоже завяжется какая-то интересная беседа.
По поводу Урана — то что мне известно, выглядит так: работает новый реактор, работает на отходах старых реакторов. А его отходы — это топливо для старых реакторов. Это супер поверхностно, но суть в том что делать прогнозы на 5-10 лет без попыток разобраться в recycling-е вопросов мне думается странным. Как и графики спроса и предложения в которых не описана методология. Это как прогнозы потребления сжигаемого топлива, которые год за годом ошибаются в одну и туже сторону т.к. в расчет не берут экспоненту роста ВИЭ и Электрокаров. Ошибка просто гарантирована, и в очень предсказуемую сторону.
Я не говорю что что с Ураном точно будет аналогичная история, но.. Я пытаюсь разобраться и не знаю где. Вероятно надо скурить тцать страниц википедии.
По поводу Теслы.. Летом ее не поливал только ленивый. И тезисы в основном касались амбициозных планов производства на этот год. Я начал покупать по 270 весной, и покупал до 200.. Дном было 160, я хотел докупить еще на 150. Медвежьим тезисом было банкротство, отсутствие спроса, и что Тесла не продаст 360к машин в этом году. Сейчас нет сомнений что 360 000 машин Тесла сделает. Указывать на «падение выручки» при смене структуры продаж — тоже странно. Model S — ниша, которую они удовлетворили. А Model 3- это mass market.
Падение цен на Китайские авто — тут что-то странное. Дело в том что я помню из презентаций что они говорили про аналогичные американским машинам цены.. А в США Модель 3 начинается с 40к $, странно что в Китае речь про 50. Может и понизят до 40 когда разбежится объем выпуска.
Судить по ценам о спросе в данной ситуации так-же не уместно т.к. цель Теслы не заработать денег здесь и сегодня, а создать новый рынок, и там доминировать. Для этого нужны довольные покупатели. И много. И больше долларов здесь и сейчас — тут не ключевой момент. К тому-же чем больше машин, тем больше потребителей суперзарядок, больше данных для автопилота, и кстати автопилот который дорожает(но его покупают) в цену не входит.
В этом году Тесла продаст примерно 360к машин, по сути это с одного завода. При том около 60% будет продано во второй половине года. Проектная мощность завода — около 500к машин.
Сейчас появился второй в Китае, далее еще завод в Германии. Это задел на 1,5 млн машин года через три-четыре. Я постоянно слышу про проблемы со спросом — но только машин продается все больше, и все что делается — продается. Постоянно происходят снижения стоимости, как и снижения себестоимости, а так-же снимаются с производства «самые дешевые версии». У меня мало сомнений что Тесла может через несколько лет делать и продавать 1,5 млн машин. В прибыль. При этом половина этих машин будет продаваться с автопилотом, который весь будет падать в чистую прибыль со стоимостью более 6 000$ за машину. Это более 4 млрд ЧП только с автопилота. Это при условии что там не будет каких-то прорывов типа «роботакси». (в автопилоте уже большой пакет ништяков которые оправдывают его стоимость, и их все больше).
Думаю по итогам 2022 — миллион машин это вполне реально. Со средней ценой машины в 50к — это 50 млрд выручки + автопилот + все остальное. Думаю миллиардов 60-70 будет. Из которых хотя-бы 5 — ЧП. При таком раскладе получается хайтек компания которая растет на 30% в год по выручке, по прибыли быстрей, и (по текущим) стоит дешевле СП500. Это нереально, отсюда рост котировок.
Про pedoguy.. Ну да, я согласен что тут много глупого и аморального. Но из-а руготни в интернете подавать в суд, страдать, не спать.. Ну я не знаю. Выиграть думаю еще сложней чем подать. У миллиардера в его стране.
Я считаю что в течении пары лет мы увидим 4 знака за акцию Теслы. И я в это целился когда она стоила 180.
Ладимир,
про уран — то, что вы говорите называется обогащение хвостов / underfeeding. Этот процесс стоит денег и у этого рынка есть своя динамика. Цены на SWU в последнее время существенно выросли и это очень бычий знак для стоимости урана.
__
Про Теслу. Здесь наверно надо очень долго и детально обсуждать этот вопрос, но если кратко — то читайте отчетность и предположения которые они используют, чтобы получить чистую прибыль, а также как они их меняют от квартала к кварталу. Если глубоко погружаться в это, то сложно поверить, что компания стала прибыльна в последний квартал. Назвать их accounting агрессивным это сильное преуменьшение.
Остальные тезисы про будущее… Скажем так, оно не определенно и смотреть надо на все это вероятносто. На мой взгляд ясно одно, без милости рынков капитала Теслы через несколько лет не будет и будущее для нее не наступит. А лучший бычий тезис — что Тесла сейчас купит какой нибудь реальный бизнес типа GM используя либо акции как валюту, либо после capital raise.
Готово: https://vk.com/wall-84354847_10674
Кстати думал мой комментарий не написался.. Страдал что не скопипастил его в сторонку. Похоже модерация)
Про Уран еще вот, опять цитата лишь из вики:
По данным Всемирной ядерной ассоциации, за всю историю в коммерческих реакторах использовано свыше 2 тысяч тонн МОХ-топлива, однако в мире на складах накоплено 1,6 миллиона тонн обедненного урана. Только на этих запасах, без учета отработавшего ядерного топлива, реакторы на быстрых нейтронах позволяют обеспечить текущий уровень мирового потребления энергии на 326 лет.
( https://ru.wikipedia.org/wiki/MOX-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE )
Ии.. Это топливо производится, и явно заменяет собой более традиционное. Как минимум частично. Ну и в целом, есть понятная схема производства топлива которого хватит на сотни лет из того что добыто. Это коммерчески выгодно при текущих ценах я полагаю. Нехилое такое сопротивление против их дальнейшего роста, нет?
Вероятно есть какие-то трудности по внедрению, но опять-же: какие именно? Как минимум частично MOX может употреблятся классическими реакторами(с) вики.
По поводу Теслы. Я допускаю что Маск поднимет еще капитала, но как раз таки отчет за кв2(после которого акции упали) — убедил меня в том что там все достаточно в порядке чтобы капитал поднимать нужды не было. У меня мало сомнений что Тесла МОЖЕТ дорасти до адекватной прибыли без дополнительных SPO.
Купить ГМ- нет, это им вряд-ли надо, думаю больше шансов что их купит Apple/Alphabet, но это уже будет дорого. Думаю ниже 800+ за акцию Маск не продаст. Но кстати интеграция ТАКОГО в их экосистему явно ценнее 125-150 млрд, особенно если заплачены их акциями.
По поводу того что мои утверждения про будущее требуют оговорки «если», и «я жду» — это очевидно.. Но вся работа на рынке состоит из этого. Есть ли риски? Да, и много.
Но «от сейчас» до «прибыль в 2020 маленькая, и адекватная в 2021» — шаг ГОРАЗДО меньший чем от 2017г к «360к машин продано в 2019» — что стало реальностью.
Маск обещает невозможное, и делает половину обещаний на два года позже. Но текущие котировки оправдывают треть обещанного на три года позже(например отсутствие лицензии такси, но возможность доехать до точки на карте хотя-бы в ограниченных местах без водителя за рулем в 2023).
Кстати там продолжается крутая бойня медведок.. Что я летом «пророчил»)
Могу пожалеть лишь о том что на отчета за кв2 я растерял 1/4 своей позиции по Тесле. Но оставшиеся 3/4 приросли неплохо. Прикидываю где начинать сокращать.. Большая доля в портфеле стала. Но мой базовый сценарий что до конца 2021, акция перевалит за 1000.
250 за акцию по мне было нереально дорого в 2017, а хай там было кажется 360. А вот сегодня 500 уже дорого не кажется. А глядя в будущее, и имея убежденность что будущее за электрокаром, очевидно что Тесла тут лидер.. Выводы очевидны. Дисконта требуют риски, но strong balance sheet — это аргумент. И чем больше машин делается и продается тем меньше риски что в отчетности что-то «взорвется».
Вы здесь коснулись Ен+.. Я держу эти акции, мне нравится их «прочность» я думаю в случае каких-то санкций, или кризиса в стране Ен+ устоит лучше рынка, отсюда я думаю что они добавляют мало риска портфелю в общем(а он у меня с плечами).
Чем вы оправдываете текущие котировки алюминия? Вы держите акции?
То что сейчас торговые войны, и потребление чуть замедлилось — верно, но до этого запасы столько лет «падали», как так? Может в презентациях добытчиков есть ложь?
Это риски которые я взвешиваю, но на которые у меня нет ответа. Когда ждете роста стоимости летучего металла? 🙂
Хороших выходных!
Ладимир,
Я не знаю почему, но ваши комментарии постоянно попадают на модерацию (возможно, слишком длинные) и мне приходится мануально их одобрять — а я до конца праздников около компьютера бываю только эпизодически, поэтому возможны задержки.
По урану. Не знаю ничего насчет реакторов на быстрых нейронах с точки зрения коммерческого использования. Если вы посмотрите, то их всего чуть более десятка построено и мощность у них ниже чем в среднем у обычных реакторов. Видимо не все так просто и история чем то напоминает ТОКАМАК. Обогащение хвостов — возможная альтернатива, но это дороже чем добывать первичный уран. И исходя из этой логики можно, в некоторой мере, прочить смерть для тех кто производит алюминий, сталь, медь и т.д., так все это тоже поддается переработке.
__
По Тесле, у нас разные оценки, но в моей оценке без SPO или продажи у них 1% шанс выжить. Обязательства их просто убьют. А по поводу роста бумаги — судя по всему это какие алгофонда типа Медаллиона убивают вэлью хедж фонды. Главное помнить, что цена бумаги не означает ни того, что вы правы, ни того, что не правы. Реальный бизнес и его реальные результаты подтверждают или убивают инвестиционный тезис. Тесла пока реальных результатов не показала, а ее обещания сильно подорожали.
__
Ен+ держу — моя самая большая позиция на росс рынке (особенно после того, как немного сократил АФК после роста выше 15). При этом, я не жду роста алюминия в след году или в 2021 и т.д. Но никто практически не ждет (сколько видел отчеты инвест банков, все прогнозируют достаточно слабые цены). При этом, в текущих ценах компания нормально зарабатывает, а рост цен когда нибудь да будет. И этот факт не в цене!
Когда он произойдет, то Русал и Ен+ вполне легко могут удвоится или утроится. Ну будет это не в следующем году, а через 3 года или 5 (плюс дивиденды)? Это вас скорее всего не убьет, так как риск перманентной потери капитала в этих бумагах относительно небольшой.
Может у меня мат какой-то? :X
Только не вижу какой.
MOX только зарождается, по сути производство стартует последние два года. Логично что оно пока дорогое, а стоимость добычи сейчас очень низка- но ведь все ваши ставки на уран зависят от роста.
По поводу recycling Алюминия и Меди — вот меня и смущает этот момент в Ен+, правда тут принципиальное отличий в том что очевидно что постоянно надо еще. Хотя вероятно какие-то сектора могут из-за этого потреблять крайне мало — типа банок, там большая доля recycling-а вроде.
А вот если MOX отгрызет кую-то долю реакторов на быстрые нейтроны, и составит 30% топлива значительной доли иных реакторов — то с ураном беда. И опять-же, надо понимать эти перспективы.
Токамак кстати тоже большая тема. Пока экономически не целесообразная, и будет ли при нашей жизни иметь смысл — не ясно. Но если будет — то вот он еще один риск.
У теслы всего 11 млрд обязательств(бОльшая часть из которых — долгосрочный долг), и 5 млрд кеша. Деятельность в кв3 и 4 сгенерирует денежный поток и прибыль, часть прожжется в кв1 и 2 скорей всего — но не факт.
После этого отчета подняли более миллиарда долга в Китае, под завод в Европе скорей всего смогут взять там.
При более или менее стабильных R&D + General & Selling рост продаж(при стабильно падающей себестоимости), а так-же ростом стоимости автопилота вслед за ростом функционала(стоил летом 6, щас 7 — примерно половина машин идет с ним) — шансов прожеть все деньги — ну. Маск талант. И да, определенное размытие капитала конечно есть не через СПО, а через convertible bonds и бонусы. Но прям SPO — все возможно, но то что можно без, сомнений мало.
Где-то выпадают льготы, где-то приходят. но падает себестоимость. Адски дешевеют батарейки, и налаживание производства понижает стоимость вслед за оптимизацией производственного процесса.
Конкуренции модель 3 пока нет вообще, может только Китай — там не все прозрачно. Даже ID3 — это C класс. Все уважающие себя производители просто боятся лезть в этот сегмент(пока).
Кстати маржинальность зарядок очень приличная, их больше и больше. Про powerwall и крышу — пока не будем касаться этой темы. Но кстати тезис что маск спас крыши — тоже однобокий. Есть тезис что Маск купив контроль над крышами покрыл дефицит инженеров в автопроме который ничего не успевал.
Маск стабильно делает невозможное, и пока не пахнет банкротством — позитивные сюрпризы почти гарантированы. Впрочем негативные тоже. Бумага будет оставаться волатильной, и наверняка в обозримом будущем упадет раза в два. Но мой базовый сценарий что это два будет => 2000, или => 1000, а не => 215.
И да, по поводу спроса: я постоянно слышу о проблемах со спросом. Но только Тесла стабильно наращивает производство и продает все что делает. В Q1 была масштабная реорганизация производственных линий.
И да, еще.. Много где вижу: по поводу того что Тесла все время старается продавать машины дешевле, и по поводу спроса.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ford_Model_T
История производства, числа машин, и цены. 1917-1919 по $500.. Продавал 500-700 тыс. машин. А потом продавали по 2 млн по 364-260$. Спроса не было, или Форд был хреновым бизнесменом?)
Я думаю что позиции на рынке это гораздо больше чем выжать из клиента все что можно здесь и сейчас. Кстати Маск вроде вдохновляется Фордом.. Model T, Three.. 🙂
Суть в том чтобы поставить хороший продукт по хорошей цене, и клиент был рад. Client satisfaction как мы знаем на высоте. Лучшая реклама Теслы довольный хозяин Теслы.
( https://www.forbes.com/sites/blakemorgan/2019/02/06/10-customer-experience-lessons-from-tesla/#105595c96347 )
Цитата:
«1. A Good Experience Creates Loyal Customers
Tesla has the most loyal customers of any car company with an overall satisfaction rating of 90%. A staggering 80% of customers buy or lease another Tesla for their next car»
Это или ложь, или проблем со спросом у теслы не будет еще много лет: производит недостаточно. 80% тех кто купил Теслу хотят Теслой свою следующую машину? Значит не меньшая доля советует Теслу другу\соседу, а мало какая машина делает больше хайпа.
Гипотетически все могут быть куплены конечно.. Но тот «негатив» который слышно про Теслу почти всегда зашкаливающе негативен, что создает предположение о предвзятости. Из известного — было много проблем качества во всех ранних производствах Теслы, что можно сказать про многих производителей.
Цитата:
The locally-produced cars already offer a large price saving over imported models, and a Bloomberg report recently said the company could lower prices further as it cuts costs and uses more locally-sourced components.
Как-то так.
И да. Вы в целом правы по поводу того что цена акции совсем не отражает суть происходящего — мы бы с вами тогда больше рынка вряд-ли заработали бы. Но +100% — явно отражает ЧТО-ТО, 75 млрд капы — не копейки даже в США. И еще сладкий момент: убежден что 2020 будет прибыльным, это значит что Тесла в обозримом должна попасть в СП500..
Кстати, скажите, вы не пользуетесь VK?
Ладимир,
VK не пользуюсь. Спасибо за ваши комментарии, но ответить смогу на оба после праздников (уж очень много вопросов затронуто и хочется дать развернутый ответ, а сейчас времени нет).
С новым годом!
Про ВК жаль.. Там огромная «туса» инвесторов. Считаю его сейчас одним из главных источников инфы для себя.
Спасибо и вас с НГ!
ВК, возможно, придется попробовать в будущем, если будет нужно для развития проекта.
Владислав, как всегда, спасибо за графики, интересно
Справедливости ради, по Тесле показываете очень одностороннюю и необъективную картину, которая сильно выбивается на фоне остальных материалов с не предвзятым анализом — создается ощущение, что количество исков (если уж брать их, то сравните с другими автопроизводителями, а лучше уже полученные штрафы в деньгах, Тесла вообще белая и пушистая на фоне остальных компаний в секторе) и данные по электромобилям странного сайта без ссылки на источник, методологию и расчеты важнее, чем продажи авто, выручка, маржинальность и т.д. 🙂 Я понимаю, что есть явный bias в сторону медвежьего тезиса, но в этот раз прям режет глаз.
Что вы кстати делали/планируете делать с шортом по Тесле? Если что, в вопросе нет злорадства или двойного подтекста, правда интересно, какой стратегии придерживаетесь в таких позициях. Я сам смотрел в течение года на некоторые запредельно дорогие компании для потенциального шорта (каннабис, bynd, некоторые представители SaaS за 50+ годовых выручек и т.д.), но не решился ни разу открыть позицию, потому что, как известно, Markets can stay irrational longer than you can stay solvent, особенно в случае с шортами на рынке, который заливают бесплатными деньгами.
Илья, не за что!
По Тесле – графики зачастую из моего фида и понятно, что он немного предвзятый в медвежью сторону. Но я стараюсь совсем нерелевантные фильтровать. По искам – я не просто так их опубликовал, там много чего интересного всплывает, например, большое количество так называемых lemon suits. Интересно, что если читать файлинги, то видно, что Тесла обычно договаривается с владельцем и делает ремонт, но при этом классифицирует это как goodwill repair, а не как гарантийный ремонт. При этом, если сравнивать с гарантийными обязательствами поломки, то видно, что они должны идти именно по этой статье расходов. То есть их надо списывать против операционной прибыли, а не после нее как это делает Тесла и вообще пересчитывать резервы по гарантиям (btw, Тесла их снижает относительно выручки — типа стали машины качественнее делать и сейчас они начисляют его меньше чем VW, Kia или к примеру BMW, на уровне Daimler, Honda и GM). Это к вопросу о том, как считать маржинальность. Если поискать, то можно найти кучу статей со сравнениями (см тот же SA) как считают классифицируют и капитализирует расходы другие автопроизводители и как это делает Тесла. У Теслы сверхаггрессивный бух учет и если они будут применять стандарты Тойоты или Форда, то цифры будут выглядеть совсем по-другому.
Еще по графикам – вообще говоря я не знаю где брать позитивные графики по Тесле. У них даже в отчетности и официальной презентации один негатив (ухудшение микса, падение прибыли и выручки и т.д.). Позитив только в проекциях от компаний типа Арк, которые опубликовали первую версию своей модели на $4000 с арифметическими ошибками…
По штрафам – посмотрим, как оно дальше будет – против Теслы сейчас запущено ряд расследований и надо понимать, что достаточное количество Тесл на дорогах появилось только сейчас и даже если Тесла выйдет на план в 500 тыс. не как планировалось в 2018, а хотя бы в 2021 году, то она все еще будет в 20 раз меньше VW или Тойоты. Так что все впереди.
По шорту Теслы я ничего не планирую делать, если только меня брокер не отстопит (ИБ немного странно себя ведет и несмотря на хороший рост портфеля за последний месяц увеличил маржу по ряду моих позиций, поэтому ее запас сократился). Хотел бы нарастить, но мои правила риск менеджмента мне не позволяют.
Я, кстати, согласен с вами, что шортов сейчас интересных куча и не открываю их по тем же причинам. Тесла исключение как раз за счет своей огромной оценки. Удвоится или утроится с $1 млрд, гораздо легче чем с 75.
Главный позитив, что у Тесла рекордные продажи авто и они растут несмотря на снижение субсидий на американском рынке, и он с лихвой перекрывает весь локальный негатив (акции же не просто так выросли вдвое за последние пол года в конце концов). Вспомните свои собственные и прочие прогнозы после 1 квартала 2019, почти никто не верил, что Тесла дотятнет хотя бы до нижней границы своего гайденса в 360-400к автомобилей, но они это сделали. И это на фоне того, что динамика продаж авто в целом была довольно плачевной за прошедший год.
Я честно скажу, что не копал детально специфику бухучета Тесла и других автопроизводителей, но в целом считаю подобные сравнения достаточно однобокими, потому что есть очень много деталей и можно легко навыдергивать факты под любой тезис. Я, например, не понимаю, почему куча людей люто ненавидит Маска за его относительно безобидные выходки типа funding secured и при этом закрывают глаза на вещи типа дизельгейта, за который, на мой взгляд, нужно было давно дать приличные реальные сроки топ-менеджменту VW, потому что это полная жесть и все «грехи» Теслы это просто детские шалости по сравнению с таким глобальным мошенничеством. С бухучетом примерно та же история — есть куча выдернутых из контекста фактов против Теслы, но я не видел ни одного непредвзятого разбора отчетностей по всем статьям, чтобы показать реальную картину. Например, с разбором балансов разных компаний, где у традиционных автопроизводителей висят огромные пенсионные и прочие обязательства, которых нет у Тесла. Если видели что-то подобное, буду рад, если поделитесь.
Я склонен думать что Владислав скорей прав чем нет по поводу бухгалтерии.. Траты скрываются и выносятся во всякое Nonrecurring как только можно, и делаются всякие громкие заявление например чтобы капекс казался дешевле и т.д.
Но два момента:
А) Качество авто правда выросло, и растет.
Б) Количество выпущенных авто растет.
По поводу качество — спорный момент — увидим в будущем. Но наверно сейчас они лучше, чем те, что были выпущены в тенте.
Но в интернете куча негатива по качеству, причем есть какие то совсем нестандартные моменты — типа отваливающихся колес и бамперов (чего нет у нормальных производителей совсем).
Про колеса и бампер я не слышал, но жалоб было много вначале года. Полагаю по машинам конца 2018 в основном. Тесла даже выпала из ряда рейтингов которые советуют ее к покупке. Потом вернулась.
Илья,
у меня не было никакого прогноза и мнения по количество проданных авто. Также мой тезис никак не связан с funding secured, также как и с кучей подобных других выходок (Solar City, регулярное вранье Маска по мелочам, атаки на шортистов, журналистов и аналитиков, преследование whistleblowers, размытый фокус на всякие другие вещи от Unsworth’а до Boring Company, SpaceX и лечения аутистов). Он у меня немного другой и более простой:
— Автоиндустрия – плохая и конкурентная отрасль, в которой очень сложно зарабатывать деньги в течение всего цикла и еще сложнее отбивать стоимость капитала. Все находки автоконцернов копируются другими автоконцернами, покупки потребителей делаются редко, и они рациональны – есть куча сравнений, покупатели требовательны, сила брендов невысока и переключение с одного на другой мало стоит.
— Тесла – маленькая и убыточная компания в этой отрасли, которая торгуется дороже чем другие компании с гораздо большим количеством ресурсов, объемами продаж и реальными огромными денежными потоками, которые они направляют на конкуренцию друг с другом и с Теслой.
— При этом, конкуренция в будущем будет неравная и нерациональная. Неравная, так как Тесла использовала свои регуляторные льготы, а конкуренты нет. Нерациональная, так как у конкурентов много продаж традиционных авто с ДВС и обязательства по снижению средней доли выхлопов по всей линейке. То есть для сохранения прибыльных продаж авто с ДВС и надо продавать электромобили, даже если и с убытком.
— К этому добавляется море красных флагов – продажи акций инсайдерами, постоянная смена менеджмента, вообще чехарда с кадрами на всех уровнях, отстутсвие выстроенных процессов (см отзывы на гласдоор – я лично смотрю позитивные и читаю, что в них, чтобы было более объективная картина для медвежьего тезиса, если бы я был быком, то делал бы наоборот) слабый баланс и полная зависимость выживаемости от капризных рынков капитала и от капризной моды, а также спорный CEO, который является, пожалуй, гениальным промоутером, но не гениальным операционным директором типа Серджио Марчионне.
Теперь немного про другие компании. То, что сделал VW плохо и его за это реально наказали огромными штрафами и ударом по репутации. При этом, сейчас известно, что Маск сам совершил реальный фрод с покупкой Солар Сити и, судя по всему, компании придется выплатить хороший штраф по иску акционеров. Но тоже сомневаюсь, что Маска посадят, также как и менеджмент VW.
Про отчетности других компаний – самое простое посмотрите ratio p/b – в book value учтены и пенсионные и все прочие обязательства. Fiat Chrysler, BMW, Daimler <1, Ford, GM ~1, Tesla = 13x.
Закончу цифрами из данных презентации по результатам 3 квартала самой компании после которых и произошел рост:
• Выручка -12% против прошлого года, валовая маржа -22%, EBITDA -7%, прибыль -54%, денежный поток от операционной деятельности -46%, капитальные расходы -25%
• При этом компания сохранила уровень маржинальности на прежнему уровне, что выглядит крайне подозрительным
• Продажи дорогих моделей падают, дешевых растут (модели S\X -39%, M3 +50%)
• Убыток за 9 мес – $1 млрд
• TTM Кап затраты упали с уровня 3-4 млрд. в 17-18 гг. до 1.2 млрд. – компания растет или делает все чтобы сохранить кэш?
• Затраты компании на НИОКР на уровне Suzuki и в разы меньше более крупных компаний автопроизводителей. А Тесла конкурирует не только с ними, но и Интелом и НВидеа. И эти компании заявляют, что они являются лидерами в беспилотных авто. Тоже самое говорят Waymo, GM, ARGO AI и т.д. Тесла в этой схватке просто является компанией которая первой осмелилась выпустить сырой продукт.
Про Дизельгейт — мы знаем. Что именно не так с Солар сити — покупка, или дальнейшее обращение с дочерней структурой? Если я правильно помню — у вас было сформированное мнение на эту тему, давно. Но тема не банальна. И уж точно не закрыта.
Capex.. Ну, мы в 21-ом веке. А маск художник, он так видит)
На завод в шанхае ушло 2 млрд$ каким-то боком. Это факт. Это за 1 год. Нехилая доля — местные кредиты. Оформлено как-то через лизинг, и хз что как еще.
А про «компания не растет»? Ну камон. +50% машин год к году сделано, и построили завод в Китае. Смотреть на вещи надо реально. Это сделано. И компания растет чтобы не было в капексе.
По поводу затрат на НИОКР — количество вылитых денег в мире IT почти пустой параметр. Идеальный пример — AMD. Догнали Intel в x86, параллельно делают конкурентные видеокарты — хотя тут отстают однозначно. И конкурируют с гигантами. Intel и Nvidia. Хотите сравнить их НИОКР?)
А еще посмотрите на котировки. За пять лет. Одна из самых зашорченных бумаг была в те годы.. Где теперь шортисты? А бумага отжалась в.. 20 раз. Кстати щас таки кажется мне неадекватно дорогой, но о шорте я даже не думаю.
Еще про НИОКР, и автопилот. Пока Гугл ПЛАТИТ тысяче(или их несколько сотен? я хз) водителей чтобы те катались за их автопилотом, Тесле ПЛАТЯТ сотни тысяч водителей чтобы тестировать ее автопилот)
Я как бы шучу, но по факту — это так. Оптимизация затрат. А автопилот уже стоит 7000$. Чей НИОКР эффективней? Я не говорю что водители это очень дорого, но это просто пример малой полезности сравнения затрат на НИОКР. Там в любом случае такие деньги которыми можно изменить мир в технологическом смысле, особенно если нет разросшегося штата утонувшего в бюрократии. И если ты не производишь 30 моделей авто, с десятком модификаций каждой.
Хочу добавить пять копеек в пользу VK: там есть группа у Ильи, у меня.. Вы можете создать свою, писать здесь — а там кидать ссылки сюда, и открыть комментарии. Уверен вовлеченность читателей будет много больше. Как минимум многим будет удобней видеть ваши посты в новостной ленте, не все регулярно проверяют email.
500к машин в 2021 — это сверх негативно, и тогда наверное шорт может быть оправдан.
Но 2019 — 367 000 машин, +50% год к году. Открылся второй завод только щас, т.е. эти 367к — все один завод по сути.
Как Илья верно подметил — вы не ждали что будет 360к машин, как и все медведи. Объективно учитывая трендовую динамику производства, и сам факт что завод был один — а теперь их 2, 500к машин это скорей медвежий тезис на 2020(этот год), я думаю будет больше уже в этом году. Тесла планирует выйти на производство 250к на китайском заводе к концу года, проектная мощность первого завода — 500к.
Думаю реально в Китае будет тыщ 150, а в США — 400. Т.е. 550к+ автомобилей.
Более позитивный сценарий — нарастить существующий завод на 50%, и +150к — Китай. Это уже 650к+, и 1 млн+ в 2021.
Речь о машинах которые теперь делать дешевле, и которые теперь раскупаются с более дорогим автопилотом. Где-то субсидии выпадают, где-то появляются. Но падает себестоимость. Конкурентное преимущество большое — конкуренты отстают, несмотря на то что Ниссан Листик стал продаваться намного раньше — он мало кому нужен. На Теслу спрос больше. Еще она есть большой хайп который есть бесплатная реклама.
У меня вылетело из головы что вы в шорте, я не знал. Надеюсь он был небольшой..
Ладимир, ответил Илье.
По шорту — он был в прибыли (я закрыл большую часть тактически по 190, а набирал я его по 350-360), сейчас около 0 (опять добрал позицию по 250). Надо было подождать 420+. Не думал, что будут такие цифры).
Если медведи сдадуться — то сильно больше может быть быстро. Я вижу в Тесле историю Амазона. Только там сразу core business был прибыльным, здесь будет по итогам 2020.
И я думаю все шансы увидеть 1000 когда это будет очевидно.
И еще НЕ связанный с этим момент — приходит оповещение об ответе, но НЕТ ССЫЛКИ! в письме. Думаю это большой косяк. Щас вот я тут много пишу, поди найди где о чем речь.
И.. Я думаю шорт иррационально опасен, даже если вы правы и Тесле хана. 1000 может быть хоть щас, просто на шортокрыле. 150 млрд много? Have a look @ Amazon. 5 выручек? 4?
Темп роста ниже. Хотя тема конечно запретительно большая.
Да, Тесла жестко растет и бьет по портфелю. И вы правы, что не стоило заниматься шортом этой компании (да и вообще шорты уж больше неблагодарное дело). Уж слишком много интеллектуальной и нервной энергии тратится на это.
Кстати вышел неплохой summary по Тесле. Там не так много про финансы (мой тезис), но много о тех вещах о которых вы пишете. Ссылка:
https://www.plainsite.org/realitycheck/tsla.pdf
Сегодня прикрыл треть оставшегося по Тесле. По 480.
Я согласен с вами про шорты, но лишь от части. Это очень сложная штука которая может потрясающе повысит доходность портфеля если ей правильно пользоваться. I did not master this, и с некоторой регулярностью пытаюсь.
В свое время я так-же вкладывал ресурс во фьючерсы, пока просто не стал жестко их использовать как единое целое в управлении портфеля под жестким риск менеджментом. И — вуаля. Они дают мне удешевление плечей, за прошлый год экономия составила сотни тысяч рублей.
За шорты дорого платить когда ошибаешься, как и за плечи в целом. Только еще больней иногда. Щас перечитываю сороса Алхимию финансов там как раз про это.
Но если выработать эффективную стратегию, думаю может быть очень круто. Кстати еще одно направление которое может быть очень достойно денег.
Спасибо за документ, почитаю. Длинный, думаю много аргументов.
Очень однобокий документ.. Есть моменты недостаточно аргументированные где я придерживаюсь противоположной ТЗ:
Например их история про солар — неубедительна. И ни разу не упоминается что голосовали лишь независимые директора.
Часть аргументов слаба:
Есть утверждение что маск наврал на звонке по итогам кв4 2018, обещая прибыльный кв1 когда уже знал что продажи никакие, имея данные за целый месяц продаж(он был провальным). Но у Тесла структура поставок очень нелинейна, и часто кв последнем месяце квартала поставок много больше чем за два предыдущих. И в кв 1 и 2 2019 именно так и был.
Может он и лукавил, но и доля истины есть. Но слишком слабо.
Есть просто бред:
Говорят Маск врет про то что все Теслы оборудованы железом для полной автономной езды. Говорят такого нет даже в 2020, по этому маск врет. Но суть в том что мы не знаем однозначного ответа. И ясно что ГЛАВНАЯ трудность — софт, а не железо. И с подходящим софтом очень даже может быть что железо Теслы подходит.
Утверждение автором однозначно не может быть убедительным. И такое куда не плюнь, и вообще авторы даже не пытаются избавиться от своей ангажированности. Это можно было сказать и про ваши тексты про Теслу, но даже у вас было сдержанней.
Ладимир,
Документ тематический и не является попыткой полного анализа Теслы. Тема документа — слабые места в отчетности, юридические риски, возможные мошенничества и т.д.
Аргументов много и то, что вы выдергиваете из них несколько, которые вам лично кажутся слабыми не меняет факта того, что Илон Маск находится где-то на границе дозволенного и скорее всего ее переступил неоднократно, если судить его нормальными стандартами. Далее, автор не утверждает, что каждый из этих случаев является признаком лжи, ведь каждый может искренне ошибаться, но в совокупности количество таких случаев говорит о том, что Маск совершает свои действия преднамеренно, чтобы добиться краткосрочных целей (типа фондирования) или либо абсолютно не понимает, что происходит вокруг и обманывается сам вместе с инвесторами (типа пытается прогнуть под себя реальность). Скорее все это совокупность двух факторов.
Вы сами верите, что Маск не является промоутером, который использует скрывает и искажает информацию? Можно это сколько угодно обосновывать тем, что это на благо и неважно и мелочи, но если вы посмотрите на историю попавшихся на фродулентной активности деятелей типа Майка Пирсона, Берни Эбберса или Айка Батисты, то заметите, что они своим поведением особо от Маска не отличались.
Про то, что вы назвали бредом… Если судить стандартами регулирующих органов, то все абсолютно корректно и Тесла не оборудовано железом для полной автономной езды. То, что Тесла сейчас называет автопилотом, является тем, что другие автопроизводители называют помощью водителю (Driver Assist) и находится на 2 уровне автономии. А не на 4 или 5! В мануале к Тесле это кстати описано — нельзя убирать руки с руля, внимательно наблюдать за дорогой и т.д. То же самое есть у Даймлера, БМВ и т.д. Только они более жестко следят, чтобы водители выполняли эти требования. Так что это не бред, а медицинский факт, который отрицает Маск.
Мне кстати вообще интересно откуда взялся миф, что Тесла лидер в этом направлении, кроме утверждений самого Маска (которые обычно, как вы это называете, лукавые)? Пока реально лидер по реальному автономному вождению является Ваймо, Круиз и т.д. У них есть реальные мили с реальной автономией, которые засчитаны регуляторами.
Приведу информацию из одной статьи про Байду — мне кажется она также релевантна:
“If the driverless-car phenomenon takes off in China, the payoff could be in the trillions of dollars.” – McKinsey
January, 2019
Highlights from the McKinsey report:
1. Sales of autonomous vehicles (AVs) in China to reach $900B by 2040.
2. An additional $1.1T opportunity from mobility services by 2040.
3. AVs will be 40% of unit sales and 12% of the car park by 2040.
4. Mass adoption of AVs will inflect around 2025-2030.
5. China will likely emerge as the world’s largest market for AVs.
China has a stated goal of becoming the world leader in Artificial Intelligence (AI) by 2030. China is investing
tens of billions of dollars in AI, far more than any other country. Perversely, China may be able to make faster
progress in AI than its U.S. peers due to a lack of regulation. They have the ability to test technologies in a real
world environment without as many regulatory barriers as you would find in other countries. For example, in
recent months the Chinese government has increasingly eased regulations on AVs in a number of cities to
accelerate the path to commercialization. Within weeks of Uber’s self-driving car fatality in the US, China
granted local governments the authority to allow AV testing on public roads. Decisions like these create a notable
advantage for Chinese AV companies given that testing is only allowed for domestic vehicle manufacturers.
Further, China’s state sponsorship and promotion of “national champions” creates a formidable barrier to outside
competition and tends to lead to industry dominance for the designated champions. In November, 2018 the
government designated Baidu as the “national champion” in autonomous driving. They continue to work together
to bring AI to urban areas with plans for autonomous city buses and public digital city maps.
Baidu is the market leader in AI and AVs in China. Baidu already has more AI-related patents than any company
in the world in areas such as natural language processing, smart search, speech recognition, and autonomous
driving. Its ownership of huge proprietary data sets from two decades of accumulating search activity further
provides a significant competitive advantage. Implementing machine learning in 2010 and deep learning in 2012
in their AI-powered search algorithm also provides them with first mover type benefits. Lastly, open-sourcing
their AV software has allowed Baidu to create a vast web of partners and joint ventures, similar to what Google
did with Android. Given all this, the company seems to have a shot at being a world leader in AI.
The two primary AI initiatives housed within the Baidu Core division are Apollo and DuerOS. Apollo is Baidu’s
open source autonomous driving platform. Baidu has called the platform “the Android of the autonomous driving
industry”. Apollo is primarily focused on software although they also develop hardware products such as
cameras, sensors, and radar. The company has pointed out that Beijing drivers spend 30% of their drive-time
looking for a parking space, just one small data point, but a good example of why AV software should find
demand. They are currently working on this specific issue and hope to have a helpful solution soon.
As of July 2019, Baidu had received almost half of the 204 autonomous driving pilot licenses granted in China,
5x that of the next largest competitor. It is also the only company in China to receive T4 licenses, the highest
level of autonomous driving test license issued by the government. Baidu recently revealed that it has tested 300
level four autonomous vehicles across 13 cities altogether, achieving 2MM km driving in urban-road
environments. Driver data is critical for developing self-driving technology as data trains the algorithms that
guide the autonomous vehicle. According to the company, Apollo has amassed over 10x the test miles of the next
closest competitor.
Largely because Baidu open-sourced their platform, it now claim’s one of the world’s largest partner ecosystems
for autonomous driving.
OEM partners include major manufacturers such as Toyota, BMW, Ford, Hyundai, and Volvo. Volvo will be its
first global OEM partner to integrate Apollo software into their EVs in 2022 when they plan mass production of
self-driving EVs in China. Baidu plans mass production of a level four autonomous commercial EV with Hongqi
(luxury car) in 2020.
Apollo’s Apolong minibus, a level four autonomous vehicle, has been operating for over a year with zero
accidents and over 300,000 people served in 10 locations (airports, etc.). Although clearly it merits no style
points.
Comps are worth considering.
Waymo (Google) seems to have a first mover advantage in the US — it has been around for the longest time and
has by far the most data and miles driven. Waymo booked 1.2MM miles driven in California last year (where
most AV testing is done). Waymo is ahead of competitors, but China is always going to favor the home team so
there is room for Apollo to succeed in China.
Cruise was acquired by GM in 2016 for $1B. In May, 2019 Cruise raised $1.2B at a $19B valuation from a
group of credible investors (e.g. T. Rowe, Honda, and parent GM). Miles driven in California were 450,000 last
year. It has 1,500 employees versus 40 at the time of acquisition in 2016. It has an annual budget of
approximately $1.2B, possibly a good reference for Apollo’s level of spending. It is probably the best comp for
Apollo given its size and stage of development, although there are admittedly big differences between them such
as the size of the China market, Apollo’s leadership position in China, etc.
Argo is Ford’s AV unit and has been valued at $7B via a recent investment by VW and Ford. These OEMs are
investing heavily behind Argo with a big recent investment, but it seems far behind the competition today.
Последнее до чего я дочитал — высмеивание факта что тесла «growth story».. Ага +50% машин год к году, это не рост. 🙂
Короче это один из тех текстов что укреплял меня когда я нес убытки. Если медведи пишут много [s]бреда[/s] ошибок — значит хорошая вероятность что они не правы.
Там не так сформулировано. Там дословно написано, что с 2018 года продажи в США вышли на плато, либо сокращаются. Это не так? В США есть лист ожидания Тесл длиной в несколько месяцев (как было в середине 2018 г.) или вы можете ее купить сейчас сразу? Каков неудовлетворенный спрос и может ли Тесла поднять цены не потеряв этот спрос на уровень достаточный, чтобы получить прибыль (без различных бухгалтерских трюков)?
У вас есть ответы на эти вопросы?
Также, надо еще понимать, что этот документ не от фин специалиста или бизнес аналитика, а от специалиста по litigation, поэтому в нем нет, например, тех перечисления большинства тех причин по которым я считаю, что Тесла хороший шорт — то есть финансовых и отраслевых. В нем в основном о Маске и практиках его поведения. И для меня это просто вишенка на торте.
Дословно вот:
Написано так что типа «не ложь», но по факту — конечно-же да. Уровень «Russia Today», вроде и не наврали — но бред полный. Продажи выросли на 50%, ВСЕГО. Так-же на 50% выросло производство, и продано все что произведено. На фоне этого говорить о том что Growth is misleading опираясь на продажи в одной стране — смешно.
Вполне вероятно что в США рынок более или менее насытился, особенно после всплеска покупок на фоне льгот. Пройдет время — восстановится.
«неудовлетворенный спрос» — понятие растяжимое. Я слышу про проблемы со спросом с того дня как купил акции, после отчета за кв1 2019. Слышу про проблемы со спросом, и наблюдаю рост продаж. Лучшая реклама Тесла — это Тесла соседа. Так-что гнать в другие рынки ее тупо выгодней чем продавать дома. Что там со спросом — может и временная яма, я не знаю. Но нет причин думать что глобально со спросом плохо. А утверждать что «Narrative of a growth company, is a misleading story» — значит врать. На текущий момент, это growth story. Завтра — посмотрим, но у меня что-то мало сомнений.
Ладимир, я не хочу заниматься защитой чужого отчета, но считаю, что надо прежде всего быть консистентным. Пусть это уровень RT, но то что говорит Маск тогда — это уровень СпидИнфо. И в отчете страниц 100, а вы просто хотите весь его полностью проигнорировать, так как вам не понравились какие-то спорные моменты.
Теперь по конкретно этому тезису — падение продаж на ключевом и основном рынке, как в штуках так и в миксе — это реально не хорошо. Под проблемами со спросом надо понимать не то, что невозможно что-то продать, а что невозможно продать продукт прибыльно с учетом всех издержек. Практически любой продукт можно продать снизив цены и очень мало продуктов с неэластичным спросом. Мне нечего к этому добавить.
При этом, вы правы, что пока это growth story и фишка в Тесле в том, что она всегда была такой, даже когда не было никакого роста год к году. Так как всегда будет рост в будущем и т.д. (X, потом 3, сейчас Y и тд). Рынок сейчас ценит такого рода вещи. Поэтому я бы на месте автора сформулировал, что есть риск, что такие результаты продаж могут привести к тому, что нарратив изменится в будущем.
Я прочитал значительную долю, и перестал читать на третьем(на мой взгляд) сильном ляпе. Я считаю что понимаю в чем причина падения, и почему это временно.
По поводу цены — ну, я скидывал тут про Форд модель Т.. Musk is inspired.
Про то что Маск много бздит — конечно вы правы, конечно это не новости. И это конечно негативный фактор, который тем не менее в цене. Он обещает невозможное завтра, делает половину обещанного и лишь после завтра, но это настолько крутые результаты что ошеломляют тем не менее, и тащат котировки вверх.
У нас тут завязался длинный диалог, и.. Я очень-очень вам советую(и даже прошу!) прикрутить что-то чтобы в почтовом оповещении была ссылка на коммент. Приходит лишь уведомлении о факте, что пришел ответ на коммент. В таких дебрях как у нас тут — найти сложно, особенно когда есть переписка под несколькими постами.
Ладимир,
1. Про «ляпы» пишите.
2. Про цены – ваше мнение, что Маск специально снижает цены, чтобы развить рынок и готов ради этого терпеть убытки?
Форд так не делал, он был прибыльным и, конечно, вкладывал в развитие рынка, также как и остальные автопроизводители в то время (да и сейчас тоже). Сейчас же Тесла убыточна, а другие автопроизводители нет.
Далее, в сочетании с конвейером Форда это позволяло добиваться экономии масштаба и дополнительно снижать цены. Где аналог этого процесса у Маска я не знаю? Пока есть обещания уровня двигателя Кили про автопилот и роботакси.
Далее, GS в своей оценки Теслы делает расчет различных сценариев и присваивает им вероятности, после чего средневзвешенная оценка становится целевой ценой. Так вот, среди сценариев есть такие как Илон Маск как Стив Джобс, Илон Маск как Форд, Тесла как обычный OEM и т.д. Это такие базовые ставки. В сценарии с Фордом оценка Теслы максимальная, но даже в нем она, если не изменяет память, была на уровне ~$450. Сейчас цена бумаги выше, то есть, чтобы оправдать оценку он должен выступить лучше чем Форд (и гораздо лучше чем Джобс).
3. Потратив столько денег и времени, сколько было потрачено, на мой взгляд, построить компанию уровня Теслы довольно посильная задача. Возможно, что-то в СпейсИкс, но на уровне Теслы? Поэтому я до сих пор не могу понять, что Маск такого сделал за исключением на грани невозможного фондирования убыточного предприятия? Хотя, пожалуй, это действительно выдающееся достижение, правда никак не связанное с его обещаниями инвесторам.
По уведомлениям – я бы с удовольствием, но не знаю как это сделать. Если знаете такой плагин в вордпрессе – поделитесь.
Про ляпы — я сейчас не буду перечитывать тот-же материал который считаю низкопробным. На эту-же тему вы написали новый пост в котором куча ссылок по которым есть интересное. Напишу развернутый ответ целым постом, со ссылкой на вас.
Про цены — это совокупность. Я бы не сказал что Маск терпит убытки, как минимум путь к прибыльности лежит вполне четкий. Низкие цены нужны не только чтобы создать рынок, но и чтобы создать потребителей зарядок, чтобы продавать софт который стоит по $7000 за машину, и чтобы по улицам ездила реклама Теслы. Так-же крайне важно чтобы потребители были довольны продуктом. Чем он дешевле — тем лучше.
Автопроизводство лишь один из направлений бизнеса, хоть и core. Падает себестоимость, падает цена.
Меня мало волнует оценка автора статьи — нахожу ее слишком примитивной(и а, даже не очень хочу далее обсуждать — извините). Но: сценарий с 1,5 млн авто кажется более чем посильной задачей. При текущем ценнике в таком масштабе и с организацией думаю вполне будет маржа честная и чистая NET на уровне производства и дистрибуции скажем 10%. Со средней ценой в в 50к, это 7.5 млрд ЧП. С учетом того что это все-же сегмент будущего, а не прошлого — только это оправдывает текущую цену, правда без учета риска. Если добавить продажи софта, к тому дню думаю в среднем по 10к(щас 7,5), половине потребителей, с маржой 50(думаю скорей 75%+) — это еще 3,75 млрд ЧП. И это не то что требует каких-то мега прорывов.. Это то куда оно все идет. И что из текущего положения за три года сильно проще чем из положения три года назад — то что есть сегодня.
Еще есть высокомаржинальные зарядки, страхование, солар и павер волл рано или поздно как-то заработают как минимум потому-что батарейки все дешевле и дешевле, и вообще это экосистема в которую еще много чего можно прикрутить. И такие истории могут очень дорого быть оценены рынком. До эпл еще очень далеко, а вот до Амазон — рукой подать.
Плагин если честно не знаю.. Я из предположения что у вас есть программист/верстальщик который сайт сделал. Как самому — хз. Но думаю я бы на вашем месте(раз уж тут есть публика и трафик) — вполне заплатил бы верстальщику за такой апгрейд. Предварительно поспрашивав у знакомых.
Ладимир,
ок, можно не обсуждать, меня этот отчет также не слишком волнует, хотя в нем есть ряд интересных и забавных фактов. Скажем так, про Серджио Марчионне и FCA при всем желании такого написать бы не получилось.
Про цены — это самый важный для меня компонент тезиса. Поясню, в автобизнесе конечно есть экономия масштаба, но больше она проявляется в НИОКР. Т.е. размазать НИОКР на 10 млн машин легче чем на 1 млн. Поэтому более мелкие автопроизводители объединяются и создают альянсы. Да и большие тоже. Но все они в разы больше Теслы. Тесла же ни с кем не объединяется и делает машины на старой доработанной платформе даймлера. Денег и ресурсов на новую платформу у них нет.
Поэтому даже если Тесла достигнет 1.5 млн. машин, то это она все еще останется нишевым игроком. Далее вопрос в том, достигнет или нет и ответ на него зависит не от усилий компании, а от милости рынков капитала. Без них у Теслы бы не хватило бы денег запустить даже фабрику в Китае без неприемлемого ущерба для баланса. Пока это не является препятствием, но в этом отношении компания явно не контролируют свою судьбу на 100%.
Ок, пусть она останется нишевым игроком с 1.5 млн. машин. Пусть даже машины дорогие и компания зарабатывает по 12-15% валовой прибыли, что транформируется в 5% ЧП. 1.5 * 50 (за вычетом НДС и налога с продаж) = 75 млрд. $ выручки * 5% = 3.75. Берем щедрый для отрасли мультипликатор в 20 прибылей и получим EV в 75 млрд. Минус долги под 15 млрд. и остается 60 на капитализацию. Добавьте дисконтирование по 10% до сегодня и 5% на размытие. Получается раза в лучшем сценарии капа в 3 раза меньше чем сегодня. Плюс неизвестное — софт с одной стороны, всякие доначисления с другой стороны.
По сайту — я сам на вордпресс сделал, но далее мои компетенции закончились. Сейчас как платку запустим буду инвестировать в такие вещи из этих денег.
Подкрепление подъехало! 🙂
Спасибо за статью! Не поделитесь видением по Alcoa? Цена $16-17 за акцию многолетние минимумы и выглядят привлекательно. С другой стороны цены на алюминий далеко не низкие и то что компания при таких ценах получает убыток — настораживает
Я думаю по текущей цене компании интересна, но у меня нет позиции и если бы я хотел купить производителя алюминия (тк в отличии от вас считаю, что цена на него сейчас очень низки), то скорее бы посмотрел тот же Русал или Norsk Hydro. Учтите, что у Алкоа главный сегмент — глинозем и надо еще смотреть баланс на предмет пенсионных и прочих обязательств. Если мне не изменяет память, раньше они были очень существенными, хотя возможно, что-то изменилось.