Меню Закрыть

Инвестиционные графики декабря 2019 — рынок, уран, Тесла и многое другое

Продолжаю рубрику с графиками. Этот выпуск не на конец месяца по двум причинам — материала накопилось и так слишком много и в конце месяца на это не будет времени (у меня чтобы написать, у вас чтобы прочитать).

В этом выпуске будут графики:

  • Про текущий рынок
  • Про рынок на более длинных горизонтах
  • Про уран
  • Про ‘энергетический сектор (под ним в США понимается в основном Oil & Gas)
  • Про Теслу
  • Из отчета DB про будущее
  • Про другие интересные вещи — шиппинг, Ен+, пузырь на рынке производителей канабиса, снижение аналитичности рынка (единица измерения — аналитики) и т.д.
  • И немного юмора

Текущий рынок или несколько слов о 2019

Не вижу смысла приводить графики о том, что росло в этом году, а что нет — их вы найдете в любом отчете любого банка и просто немного погуглив. Приведу лишь те, которые встречаются не так часто.


Не секрет, что стоимостные акции в 2019 году оставались не в фаворе. Практически во всех децилях рынка разделенного по капитализации дорогие акции показывали лучшую динамику чем дешевые. Расчеты для рынка США, но глобально все похоже. Если копать глубже, то такие периоды и являются причиной, почему на длительных горизонтах стоимостное инвестирование работает.

Возврат акций по децилям в разбивке по дороговизне и капитализации

Также в таблице выше можно было заметить, что рынок США в целом рос. Тоже самое было и в целом в мире, что можно увидеть ниже на примере индекса MSCI ACWI. Причиной этого был рост мультипликаторов, а не базы на которую их умножают, то есть не абсолютного размера прибыли. Причем, с 1988 года рост мультипликаторов был выше лишь в 2009 году, после известных всем событий.

Ранжирование изменения мультипликаторов P/E по годам в индексе MSCI ACWI

Могу представить, что графики выше (и из предыдущих статей этой рубрики) вызывают инстинктивное желание выйти из акций в какие-то воспринимаемые как более надежные инструменты, а именно в бонды. Но не все так однозначно, ведь ликвидность в прошлом году перетекала из акций в бонды и пузырь там может быть гораздо более крупный, чем в акциях.

Динамика потоков ликвидности между акциями и бондами

Рынок в целом

Между тем на рынке усиливают доминирование индексные фонды

Активы под управлением пассивных фондов в США и мире

Учитывайте этот факт в своих решениях. Считаете, что тренд будет продолжаться — покупайте самое популярное и представленное в индекса, а опасаетесь, что развернется — наоборот.


Какой самый популярный индекс в мире? Конечно, S&P500. И в нем сейчас рекордная концентрация топовых имен. Как в 1999 году. А значит та же картина и во всех пассивных фондах его копирующих.

Динамика кумулятивного веса топ 5 бумаг в S&P500

Может быть тогда пока стоит уйти с рынка? Исторически, это было не лучшим решением или как говорил Питер Линч — «Ожидая коррекций инвесторы потеряли гораздо больше денег, чем от самих коррекций». Ниже представлены цифры общей доходности S&P с 1993 по 2 квартал 2019 года в трех сценариях — всегда в рынке, всегда кроме 5 лучших дней, всегда кроме 30 лучших дней.

Опасность маркет тайминга

А теперь немного о бондах и акциях и о том насколько бонды безопасны. На примере Аргентины.

Бонды и акции Аргентины

График, конечно, немного врет — ведь не обязательно было сидеть в номинированных в песо бондах и можно было найти нормальных долларовых эмитентов. Но, думаю, при таком же подходе акции все равно дали бы доходность выше.


При этом, в принципе акции сейчас смотрятся неплохо против кэша и бондов.

Доходность (yield) акций, облигаций и кэша

Выбирать для покупки исторически было лучшие самые непопулярные бумаги. Доходность активов имеет свойство возвращаться к средней. Или по крайней мере так было раньше.


Про эти сектора и бумаги я много писал и вот вам еще один пример такого сектора. Банки.

Динамика индекса MSCI World Banks против MSCI World

Волатильность на рынках низкая (хотя явно не в моих бумагах). И это несмотря на рост неопределенности экономической политики. Говорят за этим процессом стоят центробанки и их печатные станки.

Динамика VIX против индекса неопределенности экономической политики

Мнение о том, что от глобального монетарного стимулирования мы перейдем к фискальному становится общепринятым. Если вы не понимаете разницу и последствий, то советую понять разницу и последствия этого перехода (простите за мой французский). Это совсем разные звери и ведут они себя по разному. Удивительный факт заключается в том, что при Обаме в США было сокращение дискреционных расходов, а при Трампе идет их рост. То есть в какой то мере при Обаме было фискальное сжатие, а сейчас все меняется!

Дискреционные расходы федерального правительства США

Инвестиции в уран — когда же будет взлет?

Давно не писал про уран, так что ниже просто много графиков по данной теме.

Добыча урана — растущая отрасль. По последнему отчету WNA (World Nuclear Organization) его понадобится больше чем предполагалось ранее.

Сколько будет необходимо урана в 2020-2030 гг., прогноз WNA

Уже после этого отчета, в США решили продлить срок эксплуатации текущих реакторов до 80 лет. То есть спрос будет еще выше!


Японцы также потихоньку перезапускают свои реакторы


Этот растущий спрос не учтен отличается от консенсуса, согласно которому оценки будущего спроса упали с 2016 года на 25 млн. фунтов

Сравнение консенсус прогноза спроса в 2016, 17 и 19 гг.

За этот же период оценка спроса WNA изменилась незначительно

Оценка спроса на уран WNA против консенсуса

Тот же график с учетом мнения Sachem Cove и немного в другом виде

Прогнозируемый спрос на уран в 2019 — 2030 гг.

А вот так выглядит связка спроса и предложения на уран от WNA до 2040 года. Новые проекты необходимы.

Прогноз спроса и предложения на уран до 2040 года

Хотя это и далеко, но и на более коротких горизонтах виднеется дефицит.

Спрос и предложение на уран в 2028 году

Для борьбы с дефицитом нужно больше предложения на рынке. Но текущая добыча убыточна даже у лучших — Cameco и Казатомпрома. Если считать правильно (с учетом налогов, роялти, SG&A, транспорта, хранение, поддержания инфраструктуры и т.д.).

Затраты на добычу урана на шахтах Cameco
Затраты на добычу урана у Казатомпрома

А чтобы не было дефицита потребуется ввод новых проектов. На лучшие из них нужно будет $4.6 млрд. и время (при том, что обычно в бюджет не укладываются)

Требуемые капитальные затраты на ввод новых урановых проектов

Да и капитализация компаний на порядок меньше чем требуемый CAPEX, так что за счет эквити в текущих оценках рост профондировать не получится. Проектного финансирования при текущих ценах на уран также ожидать не приходится.

Капитализация компаний разработчиков новых месторождений урана против требуемых капитальных затрат

Расходы на поиск урана также существенно ниже чем в период с 1945 по 1990 года.


В сырьевых товарах также важен буфер между спросом и предложением, а именно запасы. Рынок урана непрозрачен, но например есть информация, что у атомных электростанций США запасы приближаются к достаточно низким отметкам.

Запасы урана коммерческие и атомных электростанций в США

К этому надо добавить, что в будущем производство контролируемых западными странами будет существенно меньше уровня их потребления.

Предложение урана по странам в 2028 году

А значит будет политическая реакция. Все таки отрасль стратегическая. Собственно реакция уже есть.

Энергетический сектор в США

Капитализация энергетического сектора в США падает (в нее в основном попадает нефть и газ, а также сервис, транспортировка и переработка этих продуктов)

Динамика доли энергетического сектора в капитализации Russell 2000
Динамика доли энергетического сектора в капитализации S&P500

Дивидендная доходность сектора существенно превысила доходность 10 летних гос облигаций США.

Динамика дивидендной доходности энергетических акций против 10 летних гос облигаций в США

Весь 2019 год деньги утекали из сектора, но похоже этот процесс заканчивается.

Поток ликвидности фонда XLE (S&P500 Energy Sector) в 2019 году

Тесла по 420

Кто бы мог подумать? Налетай, подорожало!

В тоже время количество исков против Маска, SolarCity и Теслы растет.

Динамика количества исков против Теслы + СоларСити + Илона Маска по годам

Блумберг опубликовал, что Тесла намеревается снизить цены на производимую в Китае Модель 3 на 20%. Все как в учебниках по экономике — чем сильнее спрос на продукт, тем ниже компания должна установить цены. Тесла сразу же выступила с опровержением, хотя до этого игнорировала все запросы журналистов из различных уважаемых бизнес изданий (типа WSJ или FT).

Тесла рассматривает снижение цен на Модель 3 произведенную в Китае

Тесла самоочищается от лишних сотрудников и из нее ушел уже 3 главный юрист за год.

Из Теслы ушел третий главный юрист за год

Еще Тесла самоочищается от лишних акционеров и слабых рук, которые по недоразумению называются инсайдерами.

Продажи акций Теслы инсайдерами

Какой то глупый сайт по выбору авто в Великобритании под название What Car? дает данные по электромобилям с реальной дальностью хода, расходом кВт на милю и стоимости одной мили. Проклятые бриты явно подтасовывают данные ради евросолидарности, а также сидят на откатах от корейцев!

Сравнение электромобилей по дальности хода, расходу кВт на милю и стоимости мили

Ну, а главное, что Илон Маск выиграл процесс против британского дайвера которого он назвали педофилом. Хорошо, что его судил судья у которого несколько Тесл.

Графики из отчета Deutsche Bank Imagine 2030

Просто набор интересных графиков из отчета — кому интересен сам отчет гуглите, он в открытом доступе. Итак, в 2020-х в Китае будет уходить на пенсию относительно богатое поколение бэби бумеров и это будет влиять на структуру потребления.


Доля потребления в Китае стабильна, но она растет как доля общемирового потребления. Но до США и ЕС еще далеко.


Китайцы работают на улучшением экологии и планируют увеличить долю электромобилей до 40% в 2030 году, а также развивают железнодорожный транспорт. К этой информации надо относится с некоторым скепсисом, т.к. в то же самое время в Китае убрали льготы на электромобили и строят рекордное количество угольной генерации.


Сейчас мы примерно на пике размера рабочей силы в более развитых странах и Китае. Дальше будет плавное сокращение.

Динамика размера рабочей силы в более развитых странах и Китае

Продолжительность жизни потихоньку растет, а детская смертность падает. Если вы инвестор, то, возможно, понимаете, что это снижает ставку дисконтирования для расчета стоимости некоторых активов и что этот тренд продолжится.

Динамика изменения продолжительности жизни и детской смертности

А медианный возраст на нашей планете начинает расти.

Динамика медианного возраста на Земле

Теперь о долгах. Размер государственного долга в мире высок, но пока не превышает исторические максимумы. Зато велика доля долга во владении у иностранцев.

Динамика размера гос долга и его держателей

Медианный размер долга к ВВП у развитых стран растет, но не на исторических максимумах.

Динамика медианного размера гос долга развитых стран

Закончим прогноз гос долга США и Британии к ВВП в зависимости от ставок на их гос облигации.

Прогноз размера долга Британии к ВВП в зависимости от ставок гос облигаций
Прогноз размера долга США к ВВП в зависимости от ставок гос облигаций

Прочие графики

Ставки на морскую перевозку нефти и нефтепродуктах выросли до безумных уровней. Компании в секторе сейчас просто печатают деньги.

Ставки на морскую перевозку нефти и нефтепродуктов

А вот в сухогрузах ситуация не интересна.

Ставки на морскую перевозку сухих грузов

Количество аналитиков в крупных банках сокращается. Рынок будет становится эффективнее, как вы считаете?

Количество аналитиков в крупных банках на Wall Street

Взлет и падение сектора производства канабиодов в Северной Америке. Из грязи в князи и обратно.

Динамика капитализации канабиодного сектора Северной Америки

А вот в некоторых кармашках рынка ручейки капитала совсем пересыхают. Угольщиков, например, многие уже отказываются даже страховать.


А погоня за чистой энергией бьет по карманам потребителей. При этом, в случае с Германией эта борьба не привела к снижению выбросов парниковых газов!

Цена электроэнергии в ЕС по странам

Слайд из презентации для инвесторов с сайта Ен+. Рекомендую с ней ознакомится — IR в компании начинает работать.


Американские компании выпускают деноминированные в евро займы. Вот что значат низкие ставки!


Private Equity увеличивает инвестиции в софтверные компании и уже тратя на это более 20% привлеченных средств. Капитал в этой области явно дешев. Для тех кто инвестирует в этот сектор рекомендую ознакомится с историей других секторов которые были залиты деньгами PE фондов (типа шиппинга в прошлом).

Доля инвестиций в софтверные компании от PE фондов

Закончу таблицей со сравнительной оценкой компаний занимающихся лизингом самолетов. Говорят, что все на рынке дорого?

Немного юмора

Вы знакомы с нобелевским лауреатом по экономике Полом Кругманом?

  • Что случилось?
  • Я поджег твой дом.
  • ЗАЧЕМ??
  • Чтобы ты смог его построить заново!

Поздравление с рождеством от вашего юриста.

Поздравление с рождеством от вашего юриста: Я желаю вам, но не могу никаким образом гарантировать, Счастливого, умеренно, Рождества, и/или праздников включая, но не ограничиваясь, и, умеренно, Счастливого Нового Года ых двенадцати (12) месяцев от текущей даты.

PS: Если вам понравилась эта статья, то я прошу поделиться ее с теми , кому опубликованная на этом сайте информация может понравиться или показаться полезной (прямо под статьей есть для этого кнопки). Можно также нажать кнопку Нравится. Это крайне важно – больше позитивной обратной связи и больше читателей = больше стимула для публикаций и, соответственно, самих публикаций.

Инвестиционные графики декабря 2019 - рынок, уран, Тесла и многое другое by
Подписаться
Сообщать о
guest

39 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Де Кот
4 лет назад

Спасибо, как всегда, познавательно! С наступающими!

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Выглядит будто в статье должно было быть вставлено множество графиков которые не попали в нее по причине какого-то глюка. Будто часть графиков отображается лишь своим названием.


По поводу Теслы, и «кто бы мог подумать».. Вот действительно — кто бы мог подумать? 🙂
Ну и еще — с каких пор количество исков против РАСТУЩЕЙ компании это показатель проблем? ПО экспоненте растет число пользователей. По экспоненте растет число исков. Проблемы начнутся когда одним из истцов станут соединенные штаты, а не недовольные царапинкой на покрытии.


Вы давно занимаетесь инвестициями в сектор связанный с ядерным топливом. Я в этом ничего не понимаю, но очень люблю ваш блог.. Отсюда есть момент в которым хотелось бы разобраться, и есть надежда что вы можете помочь.

Когда-то давно, были старые, какие-то там реакторы которые как-то там работали на каком-то топливе. 🙂

А потом появились способ для более полного использования ядерного топлива.. Цитата из вики:
. It can employ all the actinides, closing the nuclear fuel cycle and potentially multiplying the energy extracted from natural uranium by about 60 times.[3][4]
( https://en.wikipedia.org/wiki/Nuclear_reprocessing )

В 60 раз(!). Это ошибка, или вы ожидаете такого страшного роста потребления, что весь технологический прогресс в эффективности этого аспекта не устоит, и понадобится ЕЩЕ БОЛЬШЕ урана? Просто в моем понимании если хоть на порядок растет эффективность, новые месторождения с сырьем(да и быть может вообще новое сырье) — могут не понадобится еще долго. Опять-же, дисклеймер в том что я тут совсем мало что понимаю.


С графиками явно что-то не то.. :X

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Спасибо.. Что-то у меня подглючивает ваш сайт порой.
Не помню что, но в прошлый раз я тоже на что-то жаловался! 🙂
Сейчас без каких либо изменений все загрузилось отлично. Перечитал пост. Интересней стало.
Особенно озадачивающими кажутся сокращающиеся аналитики, и мировая демография.. И все это через с ростом затрат на IT.

Автоматизация может заменить очень много рабочих мест. Эта статья заставляет очем много о чем думать.
Сделаю вот сюда: https://vk.com/ladimircapital репост, со своими комментариями.. Вероятно там тоже завяжется какая-то интересная беседа.


По поводу Урана — то что мне известно, выглядит так: работает новый реактор, работает на отходах старых реакторов. А его отходы — это топливо для старых реакторов. Это супер поверхностно, но суть в том что делать прогнозы на 5-10 лет без попыток разобраться в recycling-е вопросов мне думается странным. Как и графики спроса и предложения в которых не описана методология. Это как прогнозы потребления сжигаемого топлива, которые год за годом ошибаются в одну и туже сторону т.к. в расчет не берут экспоненту роста ВИЭ и Электрокаров. Ошибка просто гарантирована, и в очень предсказуемую сторону.
Я не говорю что что с Ураном точно будет аналогичная история, но.. Я пытаюсь разобраться и не знаю где. Вероятно надо скурить тцать страниц википедии.


По поводу Теслы.. Летом ее не поливал только ленивый. И тезисы в основном касались амбициозных планов производства на этот год. Я начал покупать по 270 весной, и покупал до 200.. Дном было 160, я хотел докупить еще на 150. Медвежьим тезисом было банкротство, отсутствие спроса, и что Тесла не продаст 360к машин в этом году. Сейчас нет сомнений что 360 000 машин Тесла сделает. Указывать на «падение выручки» при смене структуры продаж — тоже странно. Model S — ниша, которую они удовлетворили. А Model 3- это mass market.

Падение цен на Китайские авто — тут что-то странное. Дело в том что я помню из презентаций что они говорили про аналогичные американским машинам цены.. А в США Модель 3 начинается с 40к $, странно что в Китае речь про 50. Может и понизят до 40 когда разбежится объем выпуска.

Судить по ценам о спросе в данной ситуации так-же не уместно т.к. цель Теслы не заработать денег здесь и сегодня, а создать новый рынок, и там доминировать. Для этого нужны довольные покупатели. И много. И больше долларов здесь и сейчас — тут не ключевой момент. К тому-же чем больше машин, тем больше потребителей суперзарядок, больше данных для автопилота, и кстати автопилот который дорожает(но его покупают) в цену не входит.

В этом году Тесла продаст примерно 360к машин, по сути это с одного завода. При том около 60% будет продано во второй половине года. Проектная мощность завода — около 500к машин.
Сейчас появился второй в Китае, далее еще завод в Германии. Это задел на 1,5 млн машин года через три-четыре. Я постоянно слышу про проблемы со спросом — но только машин продается все больше, и все что делается — продается. Постоянно происходят снижения стоимости, как и снижения себестоимости, а так-же снимаются с производства «самые дешевые версии». У меня мало сомнений что Тесла может через несколько лет делать и продавать 1,5 млн машин. В прибыль. При этом половина этих машин будет продаваться с автопилотом, который весь будет падать в чистую прибыль со стоимостью более 6 000$ за машину. Это более 4 млрд ЧП только с автопилота. Это при условии что там не будет каких-то прорывов типа «роботакси». (в автопилоте уже большой пакет ништяков которые оправдывают его стоимость, и их все больше).

Думаю по итогам 2022 — миллион машин это вполне реально. Со средней ценой машины в 50к — это 50 млрд выручки + автопилот + все остальное. Думаю миллиардов 60-70 будет. Из которых хотя-бы 5 — ЧП. При таком раскладе получается хайтек компания которая растет на 30% в год по выручке, по прибыли быстрей, и (по текущим) стоит дешевле СП500. Это нереально, отсюда рост котировок.

Про pedoguy.. Ну да, я согласен что тут много глупого и аморального. Но из-а руготни в интернете подавать в суд, страдать, не спать.. Ну я не знаю. Выиграть думаю еще сложней чем подать. У миллиардера в его стране.

Я считаю что в течении пары лет мы увидим 4 знака за акцию Теслы. И я в это целился когда она стоила 180.

Ладимир
4 лет назад

Готово: https://vk.com/wall-84354847_10674

Кстати думал мой комментарий не написался.. Страдал что не скопипастил его в сторонку. Похоже модерация)

Про Уран еще вот, опять цитата лишь из вики:
По данным Всемирной ядерной ассоциации, за всю историю в коммерческих реакторах использовано свыше 2 тысяч тонн МОХ-топлива, однако в мире на складах накоплено 1,6 миллиона тонн обедненного урана. Только на этих запасах, без учета отработавшего ядерного топлива, реакторы на быстрых нейтронах позволяют обеспечить текущий уровень мирового потребления энергии на 326 лет.
( https://ru.wikipedia.org/wiki/MOX-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE )

Ии.. Это топливо производится, и явно заменяет собой более традиционное. Как минимум частично. Ну и в целом, есть понятная схема производства топлива которого хватит на сотни лет из того что добыто. Это коммерчески выгодно при текущих ценах я полагаю. Нехилое такое сопротивление против их дальнейшего роста, нет?

Вероятно есть какие-то трудности по внедрению, но опять-же: какие именно? Как минимум частично MOX может употреблятся классическими реакторами(с) вики.


По поводу Теслы. Я допускаю что Маск поднимет еще капитала, но как раз таки отчет за кв2(после которого акции упали) — убедил меня в том что там все достаточно в порядке чтобы капитал поднимать нужды не было. У меня мало сомнений что Тесла МОЖЕТ дорасти до адекватной прибыли без дополнительных SPO.

Купить ГМ- нет, это им вряд-ли надо, думаю больше шансов что их купит Apple/Alphabet, но это уже будет дорого. Думаю ниже 800+ за акцию Маск не продаст. Но кстати интеграция ТАКОГО в их экосистему явно ценнее 125-150 млрд, особенно если заплачены их акциями.

По поводу того что мои утверждения про будущее требуют оговорки «если», и «я жду» — это очевидно.. Но вся работа на рынке состоит из этого. Есть ли риски? Да, и много.
Но «от сейчас» до «прибыль в 2020 маленькая, и адекватная в 2021» — шаг ГОРАЗДО меньший чем от 2017г к «360к машин продано в 2019» — что стало реальностью.

Маск обещает невозможное, и делает половину обещаний на два года позже. Но текущие котировки оправдывают треть обещанного на три года позже(например отсутствие лицензии такси, но возможность доехать до точки на карте хотя-бы в ограниченных местах без водителя за рулем в 2023).

Кстати там продолжается крутая бойня медведок.. Что я летом «пророчил»)
Могу пожалеть лишь о том что на отчета за кв2 я растерял 1/4 своей позиции по Тесле. Но оставшиеся 3/4 приросли неплохо. Прикидываю где начинать сокращать.. Большая доля в портфеле стала. Но мой базовый сценарий что до конца 2021, акция перевалит за 1000.

250 за акцию по мне было нереально дорого в 2017, а хай там было кажется 360. А вот сегодня 500 уже дорого не кажется. А глядя в будущее, и имея убежденность что будущее за электрокаром, очевидно что Тесла тут лидер.. Выводы очевидны. Дисконта требуют риски, но strong balance sheet — это аргумент. И чем больше машин делается и продается тем меньше риски что в отчетности что-то «взорвется».


Вы здесь коснулись Ен+.. Я держу эти акции, мне нравится их «прочность» я думаю в случае каких-то санкций, или кризиса в стране Ен+ устоит лучше рынка, отсюда я думаю что они добавляют мало риска портфелю в общем(а он у меня с плечами).

Чем вы оправдываете текущие котировки алюминия? Вы держите акции?
То что сейчас торговые войны, и потребление чуть замедлилось — верно, но до этого запасы столько лет «падали», как так? Может в презентациях добытчиков есть ложь?
Это риски которые я взвешиваю, но на которые у меня нет ответа. Когда ждете роста стоимости летучего металла? 🙂

Хороших выходных!

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Может у меня мат какой-то? :X
Только не вижу какой.


MOX только зарождается, по сути производство стартует последние два года. Логично что оно пока дорогое, а стоимость добычи сейчас очень низка- но ведь все ваши ставки на уран зависят от роста.

По поводу recycling Алюминия и Меди — вот меня и смущает этот момент в Ен+, правда тут принципиальное отличий в том что очевидно что постоянно надо еще. Хотя вероятно какие-то сектора могут из-за этого потреблять крайне мало — типа банок, там большая доля recycling-а вроде.

А вот если MOX отгрызет кую-то долю реакторов на быстрые нейтроны, и составит 30% топлива значительной доли иных реакторов — то с ураном беда. И опять-же, надо понимать эти перспективы.

Токамак кстати тоже большая тема. Пока экономически не целесообразная, и будет ли при нашей жизни иметь смысл — не ясно. Но если будет — то вот он еще один риск.


У теслы всего 11 млрд обязательств(бОльшая часть из которых — долгосрочный долг), и 5 млрд кеша. Деятельность в кв3 и 4 сгенерирует денежный поток и прибыль, часть прожжется в кв1 и 2 скорей всего — но не факт.

После этого отчета подняли более миллиарда долга в Китае, под завод в Европе скорей всего смогут взять там.

При более или менее стабильных R&D + General & Selling рост продаж(при стабильно падающей себестоимости), а так-же ростом стоимости автопилота вслед за ростом функционала(стоил летом 6, щас 7 — примерно половина машин идет с ним) — шансов прожеть все деньги — ну. Маск талант. И да, определенное размытие капитала конечно есть не через СПО, а через convertible bonds и бонусы. Но прям SPO — все возможно, но то что можно без, сомнений мало.

Где-то выпадают льготы, где-то приходят. но падает себестоимость. Адски дешевеют батарейки, и налаживание производства понижает стоимость вслед за оптимизацией производственного процесса.

Конкуренции модель 3 пока нет вообще, может только Китай — там не все прозрачно. Даже ID3 — это C класс. Все уважающие себя производители просто боятся лезть в этот сегмент(пока).

Кстати маржинальность зарядок очень приличная, их больше и больше. Про powerwall и крышу — пока не будем касаться этой темы. Но кстати тезис что маск спас крыши — тоже однобокий. Есть тезис что Маск купив контроль над крышами покрыл дефицит инженеров в автопроме который ничего не успевал.

Маск стабильно делает невозможное, и пока не пахнет банкротством — позитивные сюрпризы почти гарантированы. Впрочем негативные тоже. Бумага будет оставаться волатильной, и наверняка в обозримом будущем упадет раза в два. Но мой базовый сценарий что это два будет => 2000, или => 1000, а не => 215.

И да, по поводу спроса: я постоянно слышу о проблемах со спросом. Но только Тесла стабильно наращивает производство и продает все что делает. В Q1 была масштабная реорганизация производственных линий.


И да, еще.. Много где вижу: по поводу того что Тесла все время старается продавать машины дешевле, и по поводу спроса.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ford_Model_T
История производства, числа машин, и цены. 1917-1919 по $500.. Продавал 500-700 тыс. машин. А потом продавали по 2 млн по 364-260$. Спроса не было, или Форд был хреновым бизнесменом?)
Я думаю что позиции на рынке это гораздо больше чем выжать из клиента все что можно здесь и сейчас. Кстати Маск вроде вдохновляется Фордом.. Model T, Three.. 🙂

Суть в том чтобы поставить хороший продукт по хорошей цене, и клиент был рад. Client satisfaction как мы знаем на высоте. Лучшая реклама Теслы довольный хозяин Теслы.

( https://www.forbes.com/sites/blakemorgan/2019/02/06/10-customer-experience-lessons-from-tesla/#105595c96347 )

Цитата:
«1. A Good Experience Creates Loyal Customers

Tesla has the most loyal customers of any car company with an overall satisfaction rating of 90%. A staggering 80% of customers buy or lease another Tesla for their next car»

Это или ложь, или проблем со спросом у теслы не будет еще много лет: производит недостаточно. 80% тех кто купил Теслу хотят Теслой свою следующую машину? Значит не меньшая доля советует Теслу другу\соседу, а мало какая машина делает больше хайпа.

Гипотетически все могут быть куплены конечно.. Но тот «негатив» который слышно про Теслу почти всегда зашкаливающе негативен, что создает предположение о предвзятости. Из известного — было много проблем качества во всех ранних производствах Теслы, что можно сказать про многих производителей.

Цитата:
The locally-produced cars already offer a large price saving over imported models, and a Bloomberg report recently said the company could lower prices further as it cuts costs and uses more locally-sourced components.


Как-то так.
И да. Вы в целом правы по поводу того что цена акции совсем не отражает суть происходящего — мы бы с вами тогда больше рынка вряд-ли заработали бы. Но +100% — явно отражает ЧТО-ТО, 75 млрд капы — не копейки даже в США. И еще сладкий момент: убежден что 2020 будет прибыльным, это значит что Тесла в обозримом должна попасть в СП500..

Кстати, скажите, вы не пользуетесь VK?

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

С новым годом!

Про ВК жаль.. Там огромная «туса» инвесторов. Считаю его сейчас одним из главных источников инфы для себя.

Илья
Илья
4 лет назад

Владислав, как всегда, спасибо за графики, интересно
Справедливости ради, по Тесле показываете очень одностороннюю и необъективную картину, которая сильно выбивается на фоне остальных материалов с не предвзятым анализом — создается ощущение, что количество исков (если уж брать их, то сравните с другими автопроизводителями, а лучше уже полученные штрафы в деньгах, Тесла вообще белая и пушистая на фоне остальных компаний в секторе) и данные по электромобилям странного сайта без ссылки на источник, методологию и расчеты важнее, чем продажи авто, выручка, маржинальность и т.д. 🙂 Я понимаю, что есть явный bias в сторону медвежьего тезиса, но в этот раз прям режет глаз.

Что вы кстати делали/планируете делать с шортом по Тесле? Если что, в вопросе нет злорадства или двойного подтекста, правда интересно, какой стратегии придерживаетесь в таких позициях. Я сам смотрел в течение года на некоторые запредельно дорогие компании для потенциального шорта (каннабис, bynd, некоторые представители SaaS за 50+ годовых выручек и т.д.), но не решился ни разу открыть позицию, потому что, как известно, Markets can stay irrational longer than you can stay solvent, особенно в случае с шортами на рынке, который заливают бесплатными деньгами.

Илья
Илья
4 лет назад

Главный позитив, что у Тесла рекордные продажи авто и они растут несмотря на снижение субсидий на американском рынке, и он с лихвой перекрывает весь локальный негатив (акции же не просто так выросли вдвое за последние пол года в конце концов). Вспомните свои собственные и прочие прогнозы после 1 квартала 2019, почти никто не верил, что Тесла дотятнет хотя бы до нижней границы своего гайденса в 360-400к автомобилей, но они это сделали. И это на фоне того, что динамика продаж авто в целом была довольно плачевной за прошедший год.

Я честно скажу, что не копал детально специфику бухучета Тесла и других автопроизводителей, но в целом считаю подобные сравнения достаточно однобокими, потому что есть очень много деталей и можно легко навыдергивать факты под любой тезис. Я, например, не понимаю, почему куча людей люто ненавидит Маска за его относительно безобидные выходки типа funding secured и при этом закрывают глаза на вещи типа дизельгейта, за который, на мой взгляд, нужно было давно дать приличные реальные сроки топ-менеджменту VW, потому что это полная жесть и все «грехи» Теслы это просто детские шалости по сравнению с таким глобальным мошенничеством. С бухучетом примерно та же история — есть куча выдернутых из контекста фактов против Теслы, но я не видел ни одного непредвзятого разбора отчетностей по всем статьям, чтобы показать реальную картину. Например, с разбором балансов разных компаний, где у традиционных автопроизводителей висят огромные пенсионные и прочие обязательства, которых нет у Тесла. Если видели что-то подобное, буду рад, если поделитесь.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад
Reply to  Илья

Я склонен думать что Владислав скорей прав чем нет по поводу бухгалтерии.. Траты скрываются и выносятся во всякое Nonrecurring как только можно, и делаются всякие громкие заявление например чтобы капекс казался дешевле и т.д.

Но два момента:
А) Качество авто правда выросло, и растет.
Б) Количество выпущенных авто растет.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Про колеса и бампер я не слышал, но жалоб было много вначале года. Полагаю по машинам конца 2018 в основном. Тесла даже выпала из ряда рейтингов которые советуют ее к покупке. Потом вернулась.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Про Дизельгейт — мы знаем. Что именно не так с Солар сити — покупка, или дальнейшее обращение с дочерней структурой? Если я правильно помню — у вас было сформированное мнение на эту тему, давно. Но тема не банальна. И уж точно не закрыта.

Capex.. Ну, мы в 21-ом веке. А маск художник, он так видит)
На завод в шанхае ушло 2 млрд$ каким-то боком. Это факт. Это за 1 год. Нехилая доля — местные кредиты. Оформлено как-то через лизинг, и хз что как еще.

А про «компания не растет»? Ну камон. +50% машин год к году сделано, и построили завод в Китае. Смотреть на вещи надо реально. Это сделано. И компания растет чтобы не было в капексе.

По поводу затрат на НИОКР — количество вылитых денег в мире IT почти пустой параметр. Идеальный пример — AMD. Догнали Intel в x86, параллельно делают конкурентные видеокарты — хотя тут отстают однозначно. И конкурируют с гигантами. Intel и Nvidia. Хотите сравнить их НИОКР?)
А еще посмотрите на котировки. За пять лет. Одна из самых зашорченных бумаг была в те годы.. Где теперь шортисты? А бумага отжалась в.. 20 раз. Кстати щас таки кажется мне неадекватно дорогой, но о шорте я даже не думаю.

Еще про НИОКР, и автопилот. Пока Гугл ПЛАТИТ тысяче(или их несколько сотен? я хз) водителей чтобы те катались за их автопилотом, Тесле ПЛАТЯТ сотни тысяч водителей чтобы тестировать ее автопилот)
Я как бы шучу, но по факту — это так. Оптимизация затрат. А автопилот уже стоит 7000$. Чей НИОКР эффективней? Я не говорю что водители это очень дорого, но это просто пример малой полезности сравнения затрат на НИОКР. Там в любом случае такие деньги которыми можно изменить мир в технологическом смысле, особенно если нет разросшегося штата утонувшего в бюрократии. И если ты не производишь 30 моделей авто, с десятком модификаций каждой.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Хочу добавить пять копеек в пользу VK: там есть группа у Ильи, у меня.. Вы можете создать свою, писать здесь — а там кидать ссылки сюда, и открыть комментарии. Уверен вовлеченность читателей будет много больше. Как минимум многим будет удобней видеть ваши посты в новостной ленте, не все регулярно проверяют email.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

500к машин в 2021 — это сверх негативно, и тогда наверное шорт может быть оправдан.
Но 2019 — 367 000 машин, +50% год к году. Открылся второй завод только щас, т.е. эти 367к — все один завод по сути.

Как Илья верно подметил — вы не ждали что будет 360к машин, как и все медведи. Объективно учитывая трендовую динамику производства, и сам факт что завод был один — а теперь их 2, 500к машин это скорей медвежий тезис на 2020(этот год), я думаю будет больше уже в этом году. Тесла планирует выйти на производство 250к на китайском заводе к концу года, проектная мощность первого завода — 500к.
Думаю реально в Китае будет тыщ 150, а в США — 400. Т.е. 550к+ автомобилей.

Более позитивный сценарий — нарастить существующий завод на 50%, и +150к — Китай. Это уже 650к+, и 1 млн+ в 2021.

Речь о машинах которые теперь делать дешевле, и которые теперь раскупаются с более дорогим автопилотом. Где-то субсидии выпадают, где-то появляются. Но падает себестоимость. Конкурентное преимущество большое — конкуренты отстают, несмотря на то что Ниссан Листик стал продаваться намного раньше — он мало кому нужен. На Теслу спрос больше. Еще она есть большой хайп который есть бесплатная реклама.


У меня вылетело из головы что вы в шорте, я не знал. Надеюсь он был небольшой..

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Если медведи сдадуться — то сильно больше может быть быстро. Я вижу в Тесле историю Амазона. Только там сразу core business был прибыльным, здесь будет по итогам 2020.

И я думаю все шансы увидеть 1000 когда это будет очевидно.

И еще НЕ связанный с этим момент — приходит оповещение об ответе, но НЕТ ССЫЛКИ! в письме. Думаю это большой косяк. Щас вот я тут много пишу, поди найди где о чем речь.

И.. Я думаю шорт иррационально опасен, даже если вы правы и Тесле хана. 1000 может быть хоть щас, просто на шортокрыле. 150 млрд много? Have a look @ Amazon. 5 выручек? 4?

Темп роста ниже. Хотя тема конечно запретительно большая.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Сегодня прикрыл треть оставшегося по Тесле. По 480.


Я согласен с вами про шорты, но лишь от части. Это очень сложная штука которая может потрясающе повысит доходность портфеля если ей правильно пользоваться. I did not master this, и с некоторой регулярностью пытаюсь.

В свое время я так-же вкладывал ресурс во фьючерсы, пока просто не стал жестко их использовать как единое целое в управлении портфеля под жестким риск менеджментом. И — вуаля. Они дают мне удешевление плечей, за прошлый год экономия составила сотни тысяч рублей.

За шорты дорого платить когда ошибаешься, как и за плечи в целом. Только еще больней иногда. Щас перечитываю сороса Алхимию финансов там как раз про это.

Но если выработать эффективную стратегию, думаю может быть очень круто. Кстати еще одно направление которое может быть очень достойно денег.

Спасибо за документ, почитаю. Длинный, думаю много аргументов.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Очень однобокий документ.. Есть моменты недостаточно аргументированные где я придерживаюсь противоположной ТЗ:
Например их история про солар — неубедительна. И ни разу не упоминается что голосовали лишь независимые директора.

Часть аргументов слаба:
Есть утверждение что маск наврал на звонке по итогам кв4 2018, обещая прибыльный кв1 когда уже знал что продажи никакие, имея данные за целый месяц продаж(он был провальным). Но у Тесла структура поставок очень нелинейна, и часто кв последнем месяце квартала поставок много больше чем за два предыдущих. И в кв 1 и 2 2019 именно так и был.
Может он и лукавил, но и доля истины есть. Но слишком слабо.

Есть просто бред:
Говорят Маск врет про то что все Теслы оборудованы железом для полной автономной езды. Говорят такого нет даже в 2020, по этому маск врет. Но суть в том что мы не знаем однозначного ответа. И ясно что ГЛАВНАЯ трудность — софт, а не железо. И с подходящим софтом очень даже может быть что железо Теслы подходит.

Утверждение автором однозначно не может быть убедительным. И такое куда не плюнь, и вообще авторы даже не пытаются избавиться от своей ангажированности. Это можно было сказать и про ваши тексты про Теслу, но даже у вас было сдержанней.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Последнее до чего я дочитал — высмеивание факта что тесла «growth story».. Ага +50% машин год к году, это не рост. 🙂

Короче это один из тех текстов что укреплял меня когда я нес убытки. Если медведи пишут много [s]бреда[/s] ошибок — значит хорошая вероятность что они не правы.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Дословно вот:

Fundamentally, Tesla’s rosy narrative about being a “growth” company, still believed by much of Wall Street, is misleading given that its sales have plateaued or decreased in the United States since 2018.

Написано так что типа «не ложь», но по факту — конечно-же да. Уровень «Russia Today», вроде и не наврали — но бред полный. Продажи выросли на 50%, ВСЕГО. Так-же на 50% выросло производство, и продано все что произведено. На фоне этого говорить о том что Growth is misleading опираясь на продажи в одной стране — смешно.

Вполне вероятно что в США рынок более или менее насытился, особенно после всплеска покупок на фоне льгот. Пройдет время — восстановится.

«неудовлетворенный спрос» — понятие растяжимое. Я слышу про проблемы со спросом с того дня как купил акции, после отчета за кв1 2019. Слышу про проблемы со спросом, и наблюдаю рост продаж. Лучшая реклама Тесла — это Тесла соседа. Так-что гнать в другие рынки ее тупо выгодней чем продавать дома. Что там со спросом — может и временная яма, я не знаю. Но нет причин думать что глобально со спросом плохо. А утверждать что «Narrative of a growth company, is a misleading story» — значит врать. На текущий момент, это growth story. Завтра — посмотрим, но у меня что-то мало сомнений.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Я прочитал значительную долю, и перестал читать на третьем(на мой взгляд) сильном ляпе. Я считаю что понимаю в чем причина падения, и почему это временно.

По поводу цены — ну, я скидывал тут про Форд модель Т.. Musk is inspired.

Про то что Маск много бздит — конечно вы правы, конечно это не новости. И это конечно негативный фактор, который тем не менее в цене. Он обещает невозможное завтра, делает половину обещанного и лишь после завтра, но это настолько крутые результаты что ошеломляют тем не менее, и тащат котировки вверх.

У нас тут завязался длинный диалог, и.. Я очень-очень вам советую(и даже прошу!) прикрутить что-то чтобы в почтовом оповещении была ссылка на коммент. Приходит лишь уведомлении о факте, что пришел ответ на коммент. В таких дебрях как у нас тут — найти сложно, особенно когда есть переписка под несколькими постами.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад

Про ляпы — я сейчас не буду перечитывать тот-же материал который считаю низкопробным. На эту-же тему вы написали новый пост в котором куча ссылок по которым есть интересное. Напишу развернутый ответ целым постом, со ссылкой на вас.

Про цены — это совокупность. Я бы не сказал что Маск терпит убытки, как минимум путь к прибыльности лежит вполне четкий. Низкие цены нужны не только чтобы создать рынок, но и чтобы создать потребителей зарядок, чтобы продавать софт который стоит по $7000 за машину, и чтобы по улицам ездила реклама Теслы. Так-же крайне важно чтобы потребители были довольны продуктом. Чем он дешевле — тем лучше.

Автопроизводство лишь один из направлений бизнеса, хоть и core. Падает себестоимость, падает цена.


Меня мало волнует оценка автора статьи — нахожу ее слишком примитивной(и а, даже не очень хочу далее обсуждать — извините). Но: сценарий с 1,5 млн авто кажется более чем посильной задачей. При текущем ценнике в таком масштабе и с организацией думаю вполне будет маржа честная и чистая NET на уровне производства и дистрибуции скажем 10%. Со средней ценой в в 50к, это 7.5 млрд ЧП. С учетом того что это все-же сегмент будущего, а не прошлого — только это оправдывает текущую цену, правда без учета риска. Если добавить продажи софта, к тому дню думаю в среднем по 10к(щас 7,5), половине потребителей, с маржой 50(думаю скорей 75%+) — это еще 3,75 млрд ЧП. И это не то что требует каких-то мега прорывов.. Это то куда оно все идет. И что из текущего положения за три года сильно проще чем из положения три года назад — то что есть сегодня.

Еще есть высокомаржинальные зарядки, страхование, солар и павер волл рано или поздно как-то заработают как минимум потому-что батарейки все дешевле и дешевле, и вообще это экосистема в которую еще много чего можно прикрутить. И такие истории могут очень дорого быть оценены рынком. До эпл еще очень далеко, а вот до Амазон — рукой подать.


Плагин если честно не знаю.. Я из предположения что у вас есть программист/верстальщик который сайт сделал. Как самому — хз. Но думаю я бы на вашем месте(раз уж тут есть публика и трафик) — вполне заплатил бы верстальщику за такой апгрейд. Предварительно поспрашивав у знакомых.

Ladimir
Ladimir
4 лет назад
Reply to  Илья

Подкрепление подъехало! 🙂

Олег Семёркин
4 лет назад

Спасибо за статью! Не поделитесь видением по Alcoa? Цена $16-17 за акцию многолетние минимумы и выглядят привлекательно. С другой стороны цены на алюминий далеко не низкие и то что компания при таких ценах получает убыток — настораживает