Меню Закрыть

Рейтинг китайских акций – часть 9: транспортная инфраструктура

Переходим к ещё одному интересному сектору. Поклонникам НМТП и ДВМП на заметку. Рейтинг китайских акций – часть 9: транспортная инфраструктура.

Железные дороги

Когда в РЖД составили финмодель Московских центральных диаметров (МЦД) и пошли согласовывать её в правительства Москвы и Московской области, а также в  Министерство транспорта России, повсюду начиналось слюноотделение: все сходили с ума от возможностей нажиться на новых пассажирских потоках (а заодно и на строительных работах) – снэковые и кофейные автоматы, торговые ларьки в переходах и возле входов/выходов, места под рекламу, переоценка прилегающей территории с последующей её застройкой, арендой и продажей, создание крупных ТПУ и приоритетный доступ к ним своих поставщиков (связь, прилегающие платные парковки, каршеринг, аренда велосипедов и т.д.). В общем, бесконечная прибыль тут есть. Ну а китайские локдауны всё же нагадили всем местным операторам, но по-разному.

ж/д
ж/д

Mass Transit Railway [MTR] (0066) {HK0066009694}

Проектирует, строит и эксплуатирует железные дороги в Гонконге, Австралии, материковом Китае, Макао, Швеции и Великобритании. Компания предлагает внутренние и трансграничные железнодорожные перевозки (под управлением 266,3 км ж/д дорог и 98 станций), экспресс-доставку в аэропорт, свои автобусы и маршруты, аренду рекламных, офисных, торговых и парковочных мест на вокзалах, телеком услуги и т.д. Также управляет канатной дорогой и тематической деревней. Для удобства клиентов создана общая платёжная система «Octopus» с бесконтактными смарт-картами.

К сожалению, мы не одиноки в понимании ценности такой вкусняшки и котировка в этом тысячелетии очень-очень редко опадала хотя бы на -20%. При этом выручку покосили локдауны, а чистая прибыль опадала всё время с момента первых подозрений на ковид в Ухани, ну а в 2020-м даже был годовой убыток.

Увы, див. доходность низкая. Остаётся молиться на какую-то чудовищно бессмысленную панику.

Guangshen Railway (0525) {CNE100000379}

Зарегистрирована в 1996-м и базируется в Шэньчжэне, КНР.

Занимается ж/д (пассажирскими и грузовыми перевозками) в Китае, в том числе междугородние экспрессы Гуанчжоу-Шэньчжэнь и поезда дальнего следования Гуанчжоу-Гонконг. Грузовые перевозки включают логистику полных и единичных грузов, контейнеров, крупногабаритных, тяжёлых, опасных, скоропортящихся и негабаритных грузов. Также впендюривают допуслуги, связанные с эксплуатацией железных дорог, лизинг локомотивов и легковых автомобилей, продажу продуктов питания, напитков и товаров в поездах и на вокзалах, плюс складские услуги, управление гостиницей и строительство недвижимости.

Даже в 2016-18, ещё до всяких локдаунов, маржинальность была около нулёвой, т.е. ж/д тарифы и власти материкового Китая безнаказанно резко поднимать запрещают. В 2020-22 постоянные убытки.

Транспортная инфраструктура

Мы уже насмотрелись на фуфлыжные компании, в которых интересные инвестиционные идеи приходится выискивать с лупой, а тут мы встречаем вот такое пиршество.

трансп. инфраструктура
трансп. инфраструктура

Мне настолько понравился этот сектор, что разберу всех.

Sichuan Expressway (0107) {CNE100000494}

Если видите в название слово «Expressway», тут же считайте, что перед вами кусок китайского аналога нашей системы «Платон» – проиграть невозможно.

«Сычуанская скоростная дорога» зарегистрирована в 1997-м, штаб-квартира в Чэнду, КНР.

Инвестирует, строит и эксплуатирует инфраструктуру скоростных автомагистралей в провинции Сычуань. Работает в пяти сегментах: «Платные дороги и мосты», «Обслуживание городской инфраструктуры» (концессии и договоры на строительство, реклама и развитие недвижимости вдоль скоростных автомагистралей), «Финансовые услуги» (финансовая аренда и факторинг), «Инвестиции в энергетику» (АЗС вдоль дорог), и «Транспорт, туризм, культура и образование» (образование и логистика).

Занимательная патология: выручка и прибыль стабильно растут, как и вся китайская экономика, див. доходность средняя, а вот котировка была на пике в ноябре 2010-го.

China Merchants Port [CMPort] (0144) {HK0144000764}

Поскольку перед нами очередная (и, по-моему, самая интересная) дочка крупнейшего китайского госхолдинга China Merchants Group, перечислю всех её ключевых сестёр:

China Merchants Bank (3968) – мы его уже видели;

China Merchants Securities (6099) – и этого брокера мы тоже уже видели; 

China Merchants Finance Holdings – прочие финвложения и инвестиции;

China Merchants Property (Shenzhen: 001914) – торгуется только на Шэньчжэньской бирже, управляет жилыми комплексами и промышленными парками;

China Merchants Energy Shipping (SHH: 601872) – торгуется только на Шанхайской бирже, занимается судоходством (преимущественно перевозкой нефти и угля), продажей судового оборудования и контролирует судоходную Hong Kong Ming Wah Shipping;

China International Marine Containers (2039) – крупнейший в мире производитель морских контейнеров – совместное предприятие China Merchants Port и COSCO. Занимается производством контейнеров, прицепов, портового и авиационного оборудования, строительной и погрузочной техники;

Asia Airfreight Terminal – грузовой терминал в Международном аэропорту Гонконга – совместное предприятие China Merchants Holdings и Singapore Airport Terminal Services, Federal Express и прочих компаний;

Sinotrans (0598) – мы уже видели – крупнейшая компания КНР в сфере логистики, также занимается морскими перевозками;

China Merchants Heavy Industry – производит различное энергетическое оборудование и автовозы;

China Merchants Industry Holdings – промышленный холдинг;

China Merchants Technology – акцент на технологии;

China Merchants Logistics – акцент на логистику;

Hua Jiang Transportation Economic Development Center;

China Communications Import & Export Corporation;

Hoi Tung Marine Machinery Suppliers;

China Merchants Expressway Network & Technology Holdings (Shenzhen: 001965)

Hua Bei Expressway – скоростное шоссе в Шэньчжэне;

Guiliu Expressway – скоростное шоссе в Гуанси;

Институт транспортных исследований и дизайна в Чунцине.

Итак, компания China Merchants Port основана в Гонконге в 1992-м и является крупнейшим активом China Merchants Group. Контролирует портовые терминалы в 53 портах 20 стран мира, включая Гонконг (компания Modern Terminals в округе Кхуайчхин — совместное предприятие с Wharf Holdings) и Шэньчжэнь (Chiwan Container Terminals, Shekou Container Terminals и China Merchants Port), а также судостроительную верфь Chiwan Wharf Holdings в Шэньчжэне.

Перед нами обычный стивидорский бизнес, как у НМТП и ДВМП: портовые погрузочно-разгрузочные и логистические операции, складирование (контейнерные, навалочные и обычные грузовые терминалы), эксплуатация логистического парка, причалов и буксиров, помощь в швартовке, баржевые услуги при заходе судов в порты, учёт и обработка грузов, снабжение судов береговой электроэнергией и пресной водой, таможенный брокеридж и т.д. Также разрабатывает и строит модульные дома.

Текущая маржинальность – это не ошибка: за исключением 2020-го года, прибыль последних десяти лет почти всегда была >40% выручки. При этом котировка штурмовала хай аж в октябре 2007-го, див. доходность выше среднего. Возьмите эту вкусняшку на заметку.

Jiangsu Expressway (0177) {CNE1000003J5}

Дочка JiangSu Communications Holding зарегистрирована в 1992-м, штаб-квартира в Нанкине, КНР.

Компания управляет в провинции Цзянсу платными участками скоростного шоссе Шанхай-Нанкин, скоростными автомагистралями Нинчан, Чжэнли, Гуанцзин, Сичэн, Сии, Чжэндань и Суцзяхан, а также мостами Вуфэншань и Цзянинь. Плюс предлагает пассажирские перевозки, заправки, общественное питание, розничную торговлю, рекламу, девелопмент недвижимости и т.д.

Маржинальность у очередного китайского «Платона» пониже, чем у CMPort, но зато бизнес и котировка ещё надёжнее. Локальное днище у акции было в октябре, прибыль не может вырасти с 2018-го года, но после открытия Китая дела точно пойдут вверх.

Hainan Meilan International Airport (0357) {CNE1000003B2}

Дочка Haikou Meilan International Airport Company зарегистрирована в 2000-м году, штаб-квартира в Хайкоу, КНР.

Напоминаю, что наши миллиардеры очень любят аэропортный бизнес – всё очень стабильно и понятно (больше терминалов и взлётно-посадочных полос = больше трафик и прибыль): Дерипаска, Вексельберг, Троценко, Скоч (партнёр Усманова), – все здесь. Если у вас возникнут вопросы к сути данных компаний, рекомендую почитать любое длинное интервью Дмитрия Каменщика – владельца Домодедово, с 90-х отбивавшегося трусами и ногами от наездов ОПГ и государства (человек на одной контрабанде стал мультимиллионером).

Из названия понятно, что Hainan Meilan International Airport окучивает международный аэропорт «Хайкоу Мэйлань» в Хайнане («местное Сочи» – самая южная провинция Китая, которая славится тропическим климатом, морскими курортами и гористыми районами с лесами) . Бизнес включает предоставление терминалов, наземное обслуживание, пассажирские перевозки, сдачу в аэропорту в аренду коммерческих и торговых площадей, франшизу, связанную с аэропортом, аренду рекламных площадей, парковку автомобилей, погрузочно-разгрузочные и логистические работы, а также сопутствующий гостиничный и складской бизнес.

К сожалению, тут быстрых иксов нет – развиваться вширь без глобальной перестройки не получится, поэтому остаётся добирать прибыль на постковидном восстановлении и туризме. Локальное днище у акции было в октябре, дивидендов нет!

Shenzhen Expressway (0548) {CNE100000478}

Дочка Shenzhen International Holdings зарегистрирована в 1996-м и базируется в Шэньчжэне, КНР.

Строит, эксплуатирует и управляет 17 платными автомагистралями, а также другой городской и транспортной инфраструктурой в Китае, плюс услуги по управлению строительством, разработка проектов, реклама и сопутствующие услуги. Также инвестирует в промышленность, недвижимость, защиту окружающей среды, производство оборудования, рынок капитала и землеустройство.

Выручка постоянно растёт, а вот прибыль опала в 2019-22. Локальное днище у акции было в октябре.

Zhejiang Expressway (0576) {CNE1000004S4}

Дочка Zhejiang Communications Investment Group зарегистрирована в 1997-м и базируется в Ханчжоу, КНР.

 «Чжэцзянская скоростая дорога» развивает, эксплуатирует, обслуживает и управляет платными дорогами в богатой восточной провинции Чжэцзян. Сегменты: «Toll Operation» (управляет дорогами высокого качества и собирает плату за проезд), «Операции с ценными бумагами» (брокерские услуги, маржинальное финансирование, кредитование, андеррайтинг, управление активами и собственные торговые операции), «Прочие» (гостиницы, строительство дорог, эвакуация автомобилей, ремонтно-аварийные и аварийно-спасательные услуги).

Финпоказатели очень похожи на Shenzhen Expressway: выручка постоянно растёт, прибыль опала в 2019-20, див. доходность средняя, а локальное днище у акции было в октябре.

Anhui Expressway (0995) {CNE1000001X0}

Зарегистрирована в 1996-м, штаб-квартира в Хэфэй, КНР.

Владеет долями в скоростных платных автомагистралях Хэнин, Гаоцзе, Сюаньгуан, Ляньхуо и Юэу (на участках, лежащих в Аньхой), Нинсюаньхан (на участке Тяньчан), Гуанси, плюс участок Нью-Тяньчан национального шоссе 205, плюс скоростной мост через реку Янцзы. Также впендюривают кредиты и услуги ломбарда.

Выручка и прибыль растут скачкообразно, котировка возле исторического хая. Без паники не трогать.

Qilu Expressway (1576) {CNE1000031X7}

Зарегистрирована в 2004-м, штаб-квартира в городе Цзинань, КНР.

Компания эксплуатирует и управляет скоростной автомагистралью Цзихэ (протяженностью 153,6 км), идущей от города Цзинань до города Хэцзэ в провинции Шаньдун, шоссе Дешан (68.942 км) и дочерней компанией Shennan Expressway, владеющей шоссе Shennan (18.267 км) в провинции Хэнань. Также производит и распространяет наружную рекламу, стройматериалы, плюс услуги подряда на строительство.

Выручка и прибыль растут постоянно.

Chengdu Expressway (1785) {CNE100003FL5}

Зарегистрирована в 1998-м, штаб-квартира в Чэнду, КНР.

Эксплуатирует и управляет скоростными автомагистралями в Чэнду (провинция Сычуань): Chengguan, Chengpeng, Chengwenqiong, Qiongming и шоссе до аэропорта Чэнду, а также владеет долей в Chengbei Exit Expressway, тоже имеющей дорожную сеть 202,37 км. Помимо этого занимается розничной продажей рафинированного масла, а также эксплуатацией АЗС и станций сжатого природного газа.

Выручка и прибыль растут одинаково, так что роста маржинальности не будет.

Qinhuangdao Port (3369) {CNE100001QR3}

Дочка Hebei Port Group основана в 1898-м, штаб-квартира в Циньхуандао (городской округ с портом в провинции Хэбэй), КНР.

Управляет тремя портами в материковом Китае:

Циньхуандао – 23 угольных причала, 4 причала для сырой нефти, 1 причал для рафинированной нефти, 2 причала для сжиженных химикатов, 17 причалов для общих грузов и 3 контейнерных причала;

Цаофэйдянь – 4 рудных причала и 2 навалочных;

Хуанхуа – 8 многоцелевых причалов.

Предоставляет портовые услуги: погрузочно-разгрузочные работы, штабелирование, складирование, логистику, обработку грузов (в основном уголь, металлические руды, нефть, химикаты, контейнеры и т.д.), буксировку, перевалку, смешивание угля, беспошлинные склады, экспортный брокеридж и услуги международной торговли, портовые инвестиции, а также продажу аксессуаров.

Выручка и прибыль колбасятся на одном уровне, котировка возле исторического низа, див. доходность очень средняя.

Rizhao Port Jurong (6117) {CNE100003KK7}

Дочка Rizhao Port Company основана в 1986-м, штаб-квартира в городе-порте Жичжао, КНР.

Занимается портовыми операциями в родном Жичжао: погрузочно-разгрузочные работы, аренда причалов, управление портом, хранение, логистика, а также на месте обрабатывает грузы (соевые бобы, древесную щепу, сушёную тапиоку, сорго, кукурузу, пшеницу и т.п.).

Выручка растёт быстрее прибыли, див. доходность средняя, котировка с марта 2020-го почти не меняется.

Qingdao Port International (6198) {CNE100001SG2}

Зарегистрирована в 2013-м, штаб-квартира в Циндао, КНР.

Когда ведущие страны мира в 19-м веке дерибанили Китай, Германская империя оттяпала себе базу в Циндао и до Первой мировой войны выдаивала через неё ближайшие китайские провинции. А потом немцев заменила Японская империя, которая занималась тем же самым до конца Второй мировой. Так что место знаковое и намоленное.

Qingdao Port International управляет международным портом Циндао, а именно 92 причалами в нём! Работает в шести сегментах: «Обработка контейнеров», «Металлические руды, уголь и погрузочно-разгрузочные работы», «Перевалка наливных грузов», «Логистика», «Вспомогательные портовые службы» и «Финуслуги». Предоставляет услуги хранения, буксировку, строительство дополнительных объектов, информирование и рекламу в СМИ, лихтеры, нефтепроводный транспорт, а также занимается операциями со СПГ. Плюс производят портовое оборудование, поставляют электроэнергию, топливо и другие продукты, а также оказывают текстильные и финансовые услуги (приём депозитов, гарантии, кредиты, страхование, управлению инвестициями и недвижимостью).

При таком разнообразии специализаций причалов выручка растёт быстрее прибыли, а котировка колбасится на уровне 2014-го года и иксов не обещает.

Далее пойдут те, кого локдауны реально подкосили.

Liaoning Port (2880) {CNE1000002Y6}

Основана в 2005-м, а уже в 2006-м провела IPO на Гонконгской бирже с ажиотажным превышением подписки (аллокацией) в 851 раз у розничных инвесторов и в 90 раз  – у институционалов.

До января 2021-го называлась Dalian Port. Порт Далянь расположен на южной оконечности полуострова Ляодун в провинции Ляонин и является самым северным незамерзающим портом Китая, а также крупнейшим многоцелевым портом на северо-востоке страны (второй по величине узел перевалки контейнеров в Китае).

Итак, Liaoning Port предоставляет услуги по погрузке-разгрузке контейнеров, хранению сырой и очищенной нефти, химикатов, контейнерную логистику, склады, экспедицию и т.д.

В 2020-21 выручка и прибыль резко выросли, но уже по трём кварталам 2022-го виден спад. А в 2022-м в руководстве шла мясорубка (гендиректора сковырнули только в январе 2023-го), плюс компания вела несколько судебных тяжб на общую сумму 1,07 млрд. юаней из-за нарушений сроков поставок грузов в период карантинов 2019-21.

Удивительно, но текущая котировка соответствует уровню ноября 2008-го года, хотя сам бизнес явно стабилен. Очередная интересная патология.

Beijing Capital International Airport (0694) {CNE100000221}

Дочка Capital Airports Holding зарегистрирована в 1999-м и базируется в Пекине.

Само название говорит, что перед нами Пекинский столичный международный аэропорт. Занимается авиационным (обеспечение взлетов и посадок самолетов, обслуживание пассажиров, службы наземной поддержки,  противопожарное обслуживание и окучивание авиаперевозчиков) и неавиационным бизнесом (франчайзинг, подготовка бортового питания, магазины беспошлинной торговли и другие розничные магазины в терминалах, рестораны, рекламные площади, аренда помещений в терминалах и прилегающие парковки) в Пекинском столичном аэропорту. У компании 85 авиалайнеров, выполняющих фиксированные коммерческие рейсы в/из Пекинского Столичного аэропорта (26 для внутренних авиалиний и 59 для зарубежных полётов) и 208 ворот в терминалах там же (133 точки для внутренних рейсов и 75 – для международных рейсов).

По сути это китайский Аэрофлот с домашним аэропортом в Пекине. В 2020-22 погрязли в убытках из-за локдаунов, но уже выручка и котировка пошли на взлёт.

Заманчиво проехаться на восстановлении тамошнего авиатрафика к норме, но тут я точно пас: вообще не вижу у авиакомпаний особых конкурентных преимуществ.

Xiamen International Port (3378) {CNE1000004N5}

Компания исключена из листинга HKEX, но хочу показать возможные риски.

Компания управляет важным глубоководным портом Сямэнь (74 причала), расположенным на острове Сямынь в южной части провинции Фуцзянь (напротив Тайваня). Является частью проекта «Морского шёлкового пути».

Суда, прибывающие и отправляющиеся из порта Сямэнь, используют канал между островом Дадань, контролируемым КНР, и островом Цинъюй, контролируемым Тайванем, так что компанию покосили не только локдауны, но и геополитика.

Итоги

Необязательно гадать, заплатит ли НМТП дивиденды или донационализирует ли государство все акции ДВМП, а можно просто дождаться начала торгов на СПБ Бирже акциями каких-то из перечисленных китайских компаний. Мне очень понравился этот сегмент на HKEX. Вы же думайте и выбирайте сами.

Продолжение следует…  

Искренне Ваш, Алексей Смирнов

[r2r_post_footer]

Рейтинг китайских акций – часть 9: транспортная инфраструктура by
Подписаться
Сообщать о
guest

2 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Виктор
Виктор
1 год назад

Спасибо!

Евгений
Евгений
1 год назад

0144 – акций с каждым годом становится больше, допки. Капитализация почти такая же, как в 2016, а котировка сложилась в 2 раза