Для читателей блога не секрет, что я держу короткую позицию в акциях Тесла. На днях я увидел хорошо проработанное и интересное оптимистичное мнение об акциях Тесла на русском языке. Настолько хорошее, что может возникнуть желание их купить. Это неплохой вариант обменять деньги на опыт, но перед тем как им воспользоваться прошу прочитать эту статью. Предупреждаю, у меня нет уникальных данных или какого-то особого взгляда на Теслу. Тема глубоко проработана множеством людей и я просто перечислю некоторые причины (причем, далеко не все, так как я просто устал писать) почему, как минимум, не стоит покупать акции Теслы и даже стоит занять короткую позицию.
№1 Компания теряет деньги многие годы
Это достаточно известный факт, компания никогда не была прибыльна, если считать данные по последним 12 месяцам (ltm) и даже если постараться, то можно заметить лишь несколько прибыльных кварталов за всю историю компанию. Не говоря уж о том, что прибыльны они были во многом за счет ряда решений, которые были вредны для долгосрочного успеха компании (например, экономия на качестве производимой продукции, о чем ниже):
Не нравится Чистая прибыль? С операционной дела обстоят не лучше :
Лишь ЕБИТДА смогла выйти в положительную зону:
Только никого из автопроизводителей (коим является Тесла, кто бы и чтобы не говорил) по EBITDA не оценивают. Это очень капиталоемкий бизнес в котором капитальные затраты необходимо нести регулярно и много, а от EBITDA до реального денежного потока для акционеров доходят лишь малая толика.
№2 У Тесла предбанкротный баланс
У компании много долговых обязательств:
Много текущих обязательств – поставщики, лизинг и прочее:
Против этого в активах компании наличные средства. Сейчас их должно прибавиться после последнего раунда финансирования. Также имейте в виду, что Тесла с очень высокой вероятностью манипулирует этим показателем, чтобы денег было больше на дату формирования баланса, чем при равномерном ведении бизнеса:
Еще из ликвидного у Теслы есть складские запасы, то есть автомобили для продажи. Обратите внимание на рост в конце 1 квартала 2019 года. За этот период было произведено автомобилей меньше чем за 4 квартал 2018 года, а склады больше:
Из ликвидных активов это все. Можно легко заметить, что их меньше чем краткосрочных обязательств.
Но есть еще и менее ликвидные активы. Например, основные средства:
Они росли как и положено расти в растущей компании в капиталоемкой отрасли. Если не считать последние кварталы. Также у компании есть и другие долгосрочные активы, большая часть которых называется solar energy systems, net. Они появились в компании после как компания спасла Solar City от потенциального банкротства выкупив его. Это была великолепная сделка в интересах Илона Маска и его кузенов, но, как оказалась, не столь хорошая для акционеров Теслы:
В общем пока все эти активы приносили лишь убытки:
Убытки финансировались за счет привлечения капитала с фондового рынка и, в некоторой степени, за счет выплаты части зарплаты сотрудникам акциями компании.
Также, мое личное мнение, убытки были бы выше, если бы аудитор провел честный тест на обесценение долгосрочных активов. Пока они продолжают практику kick the can down the road, то есть каждый квартал переносят прибыли на квартал дальше в будущее для целей дисконтирования.
И в этом они не отличаются от инвесторов в акции Теслы. Инвесторы тоже ожидают могучий поток денежных средств как только Тесла … начнет производство модели 3. Стоп! Прошу прощения, это уже было и не сработало (как ряд других “достижений” компании, которые так и не сделали ее прибыльной). Новая цель – роботакси, которые будут работать на базе текущих автомобилей Тесла и зарабатывать их владельцам по 30 тыс. $ ежегодно. На этих обещаниях и был поднят последний раунд инвестиций в Теслу.
Но даже с учетом его баланс остается крайне слабым.
№3 Падение расходов на НИОКРа
В общем Тесле нужно сделать прорыв. Технологический. Она должна обыграть крупных, хорошо капитализированных, но неповоротливых конкурентов и первой представить на рынке продукт, который будет на порядок лучше чем у конкурентов и приведет к появлению pricing power, то есть возможности продавать свою продукцию существенно дороже, чем конкуренты. Далее использовать сверхприбыли для увеличения отрыва и завоевания самых лучших частей в цепочке создания ценности. При этом, что-то потратить все равно придется и даже если вы в 10 раз эффективнее в разработках чем конкуренты, вам все равно надо тратить хотя бы $1 на их $10. Между тем Тесла расходы Теслы на НИОКР в 2018 годы были лишь несущественно выше чем в 2017 и невелики в абсолютных числах:
По сравнению с конкурентами выглядит слабо:
При желании, впрочем, можно считать, что это не конкуренты и, что Тесла соревнуется на других полях. C Google (Waymo), Nvidia, Intel, Uber, Apple и т.д. Но эти ребята еще богаче, рынки капитала для них открыты шире чем для Теслы и на R&D они тратят гораздо больше. Тесла должна быть в 100 или даже 1000 раз эффективнее для победы.
№4 Спрос падает
В общем неплохо бы расходы на НИОКР увеличить, но для этого нужны деньги. Деньги можно взять из нового привлеченного капитала. Но в этом случае его нельзя тратить на другие цели – фондирования капитальных затрат и убытков. В общем Тесле надо быть прибыльной хотя бы как 3-4 квартале 2018 года, чтобы иметь небольшой шанс. А это значит продавать по 80-100 тыс. автомобилей в дорогих комплектациях, а не как в 1 квартале 2019 года – 63 тыс. в более дешевых:
Выручка упала еще сильнее, т.к. средняя цена проданного автомобиля составила $59 тыс. против $70 тыс. в 4 квартале 2018 г.
Повторю упал объем продаж в штуках и упала средняя цена. Очень сильно. Компания постоянно снижает цены на свои автомобили (на некоторые компектации цены упали более 20 тыс. $ за год). Может ли такое произойти у компании с реальным отложенным спросом и конкурентным преимуществом?
И изменилась ли ситуация во втором квартале? Мы видим, что пока в США нет:
В Европе мы видим, что исчезает спрос на дорогие модели (S и X) при появлении конкурентов:
Есть конечно еще модель 3 (более дешевая и менее прибыльная для Теслы), но ее бодрые мартовские продажи (15 тыс. которые включены в 63 тыс. всего проданных автомобилей) в апреле рухнули. В Норвегии, например, было продано всего 721 машина против 5 315 в марте. В Нидерландах та же ситуация. В общем ждем свежие данные, но пока паттерн как в США. Компания быстро за 1-2 квартала проедает отложенный спрос и начинаются проблемы.
№5 Нет капитальных затрат, а значит нет развития
Также компания стала меньше тратить на основные средства.
Для растущей компании это может значить, что либо у компании нет денег, либо все проекты не требуют больших капитальных затрат, либо все проекты убыточны и на них тратить просто не стоит. В случае с Теслой я считаю, что это первый вариант в сочетании с третьим. Маск всегда находит куда потратить деньги (у него много идей), а раз тратит меньше, значит их нет.
Есть еще вариант, что компания “повзрослела”, понесла все необходимые инвестиции и теперь ее можно просто “доить”. Но финансовые результаты этого не подтверждают, доить не получается.
Да и в заявленных целях у компании рост производства и, повторю, отрасль капиталоемкая (не верите – найдите в интернете презентацию Марчионне Capital Junkie!)
В общем компания роста Тесла судя по всему вынужденно переходит в новую фазу компаний без роста, ведь ее капитальные расходы сравнялись с амортизацией:
Только вот нерастущие компании оцениваются по другим мультипликаторам и исходя их текущего денежного потока. А он у Тесла отрицательный.
№6 Из Теслы бежит топ менеджемент
Что еще требуется для развития? Кадры! Они, как сказал один вождь, решают все. Примерно пару лет назад я прочитал один комментарий инвестора в Теслу со следующим смыслом – вы можете мне, что угодно говорить про Теслу, но пока там такая команда я в нее верю. Эти люди не могут ошибаться. Так вот теперь они бегут с корабля. Из давних сотрудников остались только Маск и Штраубель. Полный список покинувших по ссылке. Также есть и иллюстрация:
Зачем умным топ менеджерам покидать растущую и перспективную компанию? Терять свои опционы? Потому, что компания идет ко дну или потому, что у нее сказочный ГД. Какая версия вам больше нравится?
№7 Компания сокращает сотрудников, брутально сокращает
Как это делают все растущие компании. Если я не ошибаюсь… Сокращает жестко – можете почитать. Уверен, что у оставшихся после этого повысится мораль и мотивация.
№8 Тесла – это Илон Маск и это проблема
В зарубежном интернете страшные споры по поводу его личности. Для многих он просто герой, человек, который меняет вокруг себя реальность, новый Стив Джобс. Для других дьявол во плоти. Я поделюсь своим мнением, после ознакомления с рядом статей в различных источниках об Илоне, просмотра кучи интервью и конференц звонков.
На мой личный взгляд, ему надо пройти реабилитацию. Ведет он себя нагло, глупо, вызывающе, унижает сотрудников, врет, не слушает критики, а также он крайне перенапряжен и вместо того чтобы заниматься работой тратит свое время на социальные мероприятия и интернет. Находка для любого психотерапевта. Вы можете считать по-другому, но прочитайте хотя бы полностью интервью в Роллинг Стоунс и Вайреде. Сравните с фигурой Стива Джобса (советую биографию от Айзексона). Маск судя по всему был хорош в прошлом, но где-то произошел надлом.
Его лихорадит, он постоянно генерирует новые идеи, сразу их озвучивает, потом передумывает. Свежий пример подхода в этому году – Тесла решает закрыть все свои точки продаж и перейти полностью на продажи онлайн, потом решает, что не все, а только некоторые. Оказалось, что нельзя просто так съехать не заплатив штрафа за разрыв аренды! Особенно это “забавно” для сотрудников, которым сначала без предупреждений сообщили, что их сократят, потом оказалось, что не всех, но кого оставят, а кого нет неизвестно. И особенно “забавно”, что до этого кампания их мотивировала на покупку своих машин по льготным ценам. В результате, часть из них осталась с автокредитами и без работы. Гениальный ход для мотивации оставшихся сотрудников и для построения бренда. Восторги уволенных при желании можете найти в интернете.
Так быстро принимаются решения в компании. Без сдержек, противовесов и лишних мыслей.
Если бы он был вашим ГД, как бы вы оценили перспективы своей компании?
№9 Маск ведет себя как Элизабет Холмс
А также Джефф Скиллинг. Я крайне рекомендую к прочтению классические бизнес книги по Энрону – Consipary of the Fools и The Smartest Guys in the Room и новую книгу по Тераносу, которая, уверен, тоже станет классической – Bad Blood. Поведение Маска в некоторых случаях прямо идентично поведению этих героев нашего времени. Просто пара примеров:
- Маск на вопрос аналитика на конференц звонке сказал, что не будет отвечать на его вопрос и обозвал скучным тупицей. Привет Джефф Скиллинг! Тот тоже обозвал аналитика тупицей.
- Но, это может быть и мелочи, а вот преследование Montana Sceptic, который просто публиковал свою аналитику по Тесле на Seeking Alpha (причем очень взвешенную и спокойную, одни факты), а также странное предследование сотрудников которые занимаются whistleblowing или по русски стукачеством (но хорошим, типа сообщить о нарушениях безопасности на предприятии властям или об использовании брака, что угрожает жизни потребителей) уже не лезет ни в какие ворота. Кому интересно погуглите историю с Мартином Триппом. Привет Элизабет Холмс!
№10 Инсайдеры не верят в компанию продают акции
По данным Насдак за последние 12 месяцев был только один топ менеджер Тесла , который покупал акции – Илон Маск. Он купил чуть более 200 тыс. акций, т.е. млн на $60. Это меньше 0.01% его состояния. Остальные продавали, исполняли опционы и продавали.
Причем мне заполнился случай когда топ менеджер Теслы исполнил опцион на покупку несколько тысяч акций Теслы по $320 с немедленной продажей в диапазоне $320.01-321. Заработал пару тысяч $. Причем экспирация была в течении нескольких лет. Вот вопрос, как ему не разочароваться в жизни когда акции будут стоить $4000, ну или хотя бы $400?
№11 Умные деньги выходят из Теслы
И замещаются деньгами непрофессиональных инвесторов. Тех самых которые на протяжении веков отнимают деньги профессионалов. Например, у Фиделити:
Также на днях вышла новость, что и T Rowe Price почти вышел из Теслы.
У меня есть своя версия, как вообще акции Теслы смогли достичь этих высот. Связано это с количеством денег и автомобилей Тесла в Силиконовой Долине. Когда человек видит вокруг себя что-то постоянно, его друзья этим пользуются и т.д., то он может спроецировать свое частное на общее. Решить, что все хотят Теслу, что она популярна и за ней будущее. А если у него много денег (а в долине их очень-очень много), то он может купить и акции этой компании. Это принесет ему и моральное удовлетворение. Но что будет, если репутация продукта упадет и владеть им станет не модно (Палм помните)? Или наступят черные времена в Долине?
№12 Самые умные шортят Теслу
Во всяком случае некоторые из них – Эйнхорн, Чанос, Дрункенмиллер, Паллотта, Сорос и прочие.
№13 Тесла размывает акционеров ударными темпами
Кроме того, что компания постоянно привлекает средства с фондового рынка, она еще и платит сотрудникам акциями огромные суммы и размывает текущих акционеров со скоростью более $200 млн. в квартал. При капитализации в $40 млрд. это по 0.5% ежеквартально. Мелочь, но неприятно.
№14 Множество красных флагов в отчетности
Отчетность у Теслы очень агрессивная, используются рекламная лексика, недоначисляются резервы и прочее, прочее, прочее. Примеры, для тех, кто интересуется:
Но это еще не все! С очень большой вероятностью компания использует так называемую практику window dressing. Например, использует все возможности, чтобы не выплачивать деньги поставщикам, чтобы денежные средства на дату окончания кварталы были выше, чем должны были быть при ведении бизнеса в обычном порядке.
https://ftalphaville.ft.com/2019/03/05/1551787633000/How-much-does-Tesla-have-in-the-bank-/
Обычно когда компания сильно приукрашивает отчетность для инвесторов это говорит о чем-то плохом. Если делать это слишком аггрессивно, то могут и посадить. Возможно поэтому в Тесле ушел финансовый директор и главные бухгалтера вообще бегут через месяц после того как их туда нанимают?
№15 Тесла делает плохие инвестиции или история Solar City
В августе 2016 года Тесла купила Solar City за $2.6 млрд. акциями плюс взяла на себя долговые обязательства Solar City почти на $3 млрд. Таким образом как мы сейчас видим постфактум Тесла спасла (на время…) Solar City и ее акционеров (включая Маска и его кузенов) от надвигающегося банкротства за счет акционеров Теслы. Почему это банкротство произошло бы, если бы Solar City не купили видно на графиках:
№16 Проблемы с качеством бьют по бренду
Сильный аргумент в пользу Теслы был у Стивен Вуда и основывался он на том, что компании с высоким индексом удовлетворенности клиентов выигрывают у конкурентов (Consumer Reports Rating). Как Apple, Тесла раньше занимала всегда верхние позиции. До недавнего времени.
Произошло падение из-за плохого качества выпущенных автомобилей – краска держится всего год, щели, поломки, очереди в сервис, дозвонится до которого невозможно. Форумы пестрят примерами и гневом.
В результате всего этого Consumer Report решил , что больше не может рекомендовать модель 3 Теслы из-за проблем с надежностью! (
https://www.consumerreports.org/car-reliability-owner-satisfaction/tesla-model-3-loses-cr-recommendation-over-reliability-issues/)
В общем репутация компании страдает.
№17 Проблемы с безопасностью тоже бьют по бренду плюс могут привести к юридическим последствиям
Тесла одна из самых небезопасных машин – так ее оценивают страховые компании, которые требуют на десятки % больше за страховку Теслы чем сопоставимый стоимости Мерседес или БМВ. В чем причины? Небезопасный автопилот, глючное ПО и предрасположенность к возгоранию.
Известные случаи – Тесла открывает окна на морозе и не дает их закрыть, полностью останавливается на трассе и без предупреждение вырубается (представляете так на МКАДе попасть в крайней левой полосе?), ну и главное, порой просто убивает своих пассажиров. Самые известные случаи – когда автопилот Теслы “припарковал” машину под грузовиком и прицепом в результате чего просто срезало голову водителю и когда во Флориде машина с подростками на стоянке вдруг решила въехать в стену, загорелась, не разблокировала двери и ее пассажиры (подростки) сгорели.
Я понимаю почему Маск так боится ИИ.
Ну а что Вы хотели от компании которую за нарушение производственной безопасности на своем единственном автозаводе за последние пять лет оштрафовали больше чем 10 других крупнейших автозаводов США вместе взятых?
В общем Тесла небезопасная машина, что видно по количеству смертей водителей в отношении к проведенному времени за рулем:
Все это не только может вредно для бренда без наличия которого очень сложно продавать обычный товар (автомобиль) дороже конкурентов, но также может повлечь и большие юридические расходы в будущем. Собственно сейчас против Теслы идет ряд расследований.
№18 Конкуренты наконец-то выходят на рынок
Огромный список действий конкурентов можете прочитать в письме фонда Stanphyl Capital. Один этот список наверно длиннее этого поста. В любом случае это уже реальный факт – есть Ягуар iPace, Ауди e-tron, выходит на рынок Мерседес eqc, и скоро появятся десятки новых моделей.
Если Тесла не могла заработать когда не было конкурентов в их нише, то с какой стати она сможет начать зарабатывать сейчас в жесткой конкурентной среде играя против компаний с более глубокими производственными и маркетинговыми компетенциями, а также с глубокими кошельками?
№19 Пустой будущий модельный ряд
У компании даже вряд ли хватить денег выпустить новую модель Y. К тому же назвать ее новой сложно. От модели 3 она практически ничем не отличается:
№20 Субсидии заканчиваются
Самое важные из них на основном рынке в США. Субсидии заключались в следующим – правительство США дает каждой компании производителю автомобилей налоговый кредит размером $7.5 тыс. за каждую произведенную машину на первые 200 тыс. произведенных автомобилей. По достижении этой отметки на следующий год субсидия ополовинивается, после этого полностью исчезает. Тесла достигла этой знаковой отметки в 2018 году.
А у новых конкурентов эта субсидия остается. То есть конкуренты смогут продавать свои электромобили на $3.75 тыс. дороже Теслы в 2019 г. и на $7 тыс. дороже в 2020 г. И тратить эти деньги, например, на стимуляцию спроса.
На других рынках ситуация аналогичная.
Что же может спасти инвесторов Теслы или бычьи аргументы?
Самый оптимистичный инвестор в Теслы – компания Ark Invest. Их бычий тезис по ссылке. Они считают, что акции Тесла может достигнуть оценки $4’000 в хорошем сценарии и “всего” 736 в медвежьем. Выглядят их предположения следующим образом:
То есть компания должна умудрится увеличить производство электромобилей за 4 года до 1.6 млн. штук, продавать их с операционной маржой в 30% и при этом привлечь $20 млрд. при капитализации $70 млрд. в момент когда это произойдет. И еще роботакси конечно.
С учетом истории Теслы и вообще автоотрасли, предлагаю самим читателям попробовать ответить на следующие вопросы:
- Насколько высока вероятность, того, что Тесла сможет увеличить производство автомобилей в более чем 4 раза используя меньше капитала, чем уже было привлечено компанией?
- Насколько вероятно, что Тесла найдет ежегодный спрос на 1.6 млн. автомобилей со средней ценой в $51 тыс. с учетом появившейся конкуренции? Сколько вообще продается в мире автомобилей дороже $50 тыс ежегодно? Какая должна быть доля Теслы в этом рыночном сегменте?
- Какова вероятность, что Тесла будет зарабатывать 30% операционную маржу, при том, что наверно, этого достиг только Феррари, которая производит менее 10 тыс. автомобилей в год и по совсем другим ценам.
- Какова вероятность, что Тесла создаст роботакси и завоюет этот рынок обыграв всех конкурентов с учетом существенно меньших ресурсов и устоявшихся практик управления о которых я писал выше? И получит все необходимые разрешения от регуляторов…
- Какова вероятность, что у компании есть уникальная интеллектуальная собственность или экспертиза в хоть какой-то области с учетом того, что большинство экспертов говорят, что у Теслы ничего уникального нет и что это никак не отражается в результатах компании?
Если вы считаете можете уверено и положительно (с вероятностью более 70%) ответить на все эти эти 5 вопросов, то только в этом случае оценка компании оправдана. Тогда вы можете взять оценку в $4’000 умножить на вероятность того, что все так и произойдет 70%^5, продисконтировать на сегодня и получить справедливую цену в $400+. Апсайд почти в 2 раза.
Моя оценка Теслы
Прибыль которые рисуют аналитики продвигающие акцию коллосальны, но задача инвестора аккуратно их изучить, сравнить предположения с базовыми ставками, присвоить вероятности тем или иным исходам с учетом имеющейся информации и посчитать оценку.
Я лично оцениваю акции компании в большинстве сценариев на уровне $5 (то что останется у текущих акционеров после реструктуризации), но с учетом некоторых сценариев с большей оценкой (например, если Тесла сможет быстро поднять пару десятков миллиардов $ капитала пусть и с очень существенными размытием акционеров) средневзвешенная на вероятности справедливая оценка около $30.
Заключение
Тесла – самая увлекательная история из тех которые сейчас есть на рынке. Даже за те несколько дней, что я потихоньку писал этот пост, Маск успел сообщить сотрудникам, что компания текущими темпами потратит все привлеченные деньги всего за 10 месяцев и жизненно важно нужно быстро дойти до безубыточности за счет сокращения издержек. Акции потеряли еще ~10%. Поклонники Илона Маска и Питера Тиля не обращают внимание, что их успех большей частью связан с великолепными условиями на рынках капитала, а не с личными талантами этих пусть и талантливых людей. Но условия могут изменится, а обещания придется рано или поздно выполнять. В случае с Теслой доверие инвесторов похоже подходит к концу и курс обмена обещаний на деньги падает. А без свежего капитала шансов у компании практически нет.
Со всеми несогласными буду рад поспорить в комментариях.
PS: Если вам понравилась эта статья, то я прошу поделиться ее с теми, кому опубликованная на этом сайте информация может понравиться или показаться полезной и нажать кнопку Нравится под статьей. Это крайне важно – больше позитивной обратной связи и больше читателей = больше стимула для публикаций и, соответственно, самих публикаций.
Акции Тесла - 20 причин для продажи by Vladislav
Спасибо за пост. Я догадываюсь о какой статье идет речь в начале 🙂
Не буду спорить с тезисами про финансовое положение, Tesla действительно опирается на внешнее финансирование и субсидии, и без них ее бизнес-модель сейчас не устойчива. Но то же самое можно сказать как минимум про многих других автопроизводителей, которые формально генерируют положительный денежный поток:
1) В этот денежный поток почти во всех странах зашито очень много прямой и косвенной государственной поддержки. По некоторым данным очень много, например, 11.5 млрд евро в год (в среднем начиная с 2007 года!) в Германии: https://www.carsales.com.au/editorial/details/secret-german-auto-subsidies-exposed-107275/ (первоисточник – Handelsblatt, авторитетное немецкое издание, что-то вроде WSJ). Большой вопрос, как реально будет выглядеть их отчетность, если эту помощь убрать. Tesla хотя бы отражает свои субсидии в отчетности, у тех же немецких компаний их особо не видно (к вопросу о том, кто ловче жонглирует цифрами).
2) У большинства автопроизводителей есть собственные финансовые подразделения, которые финансируют покупку авто в кредит. Очень рискованная история для циклических компаний – в периоды кризиса одновременно падают продажи новых авто и растут дефолты по купленным в кредит ранее, получается двойной удар. Что, собственно, показал кризис 2009 года – весь автопром пришлось откачивать миллиардными льготными кредитами или вовсе прямым bailout обанкротившихся компаний типа GM и Chrysler. Tesla кстати единственная из американских автопроизводителей полностью рассчиталась с государством за полученную помощь в 2013 году, Ford свой кредит еще выплачивает (https://www.quora.com/What-car-companies-have-never-gone-bankrupt-Is-it-really-only-Ford-and-Tesla)
Не буду также спорить про качество и безопасность машин, хотя можно привести кучу обратных примеров, например, когда GM годами скрывал неполадки с системой зажигания, из-за которых погибло минимум 174 человека (https://www.washingtonpost.com/news/business/wp/2015/09/17/why-general-motors-900-million-fine-for-a-deadly-defect-is-just-a-slap-on-the-wrist/?utm_term=.e79bad4ba593) – на мой взгляд, за такое нужно сажать топ-менеджмент и это намного жестче, чем все “грехи” Tesla вместе взятые, но естественно никого не осудили. Или как хорошо горят “супер надежные” Мерседесы (https://www.telegraph.co.uk/news/2017/03/04/global-recall-1-million-mercedes-cars-fire-risk-could-include/). У Tesla действительно есть проблемы со сборкой, но как минимум нужно делать дисконт на то, что Tesla только недавно и первой в мире начала производить электромобили в таком масштабе (не считаю Китай, там отдельная история), а у традиционных автопроизводителей процессы сборки отлаживались многие десятилетия, было бы странно, если бы качество сборки было аналогичным.
Несколько вопросов:
1) Вы знаете хотя бы одного инвестора, который действительно разбирается в технологиях и является противником Tesla? При всем уважении к перечисленным товарищам типа Сороса они в технологических компаниях объективно не разбираются, как в силу возраста, так и в силу бекграунда. В то же время инвесторы, которые реально понимают технологические компании и имеют успешный многолетний трек рекорд инвестиций в этой сфере (Andreessen, Thiel, Palihapitiya и т.д.) в основном позитивно (или как минимум нейтрально) настроены по отношению к Tesla. Я правда пытался найти хотя бы одного медведя среди подобных инвесторов и пока не нашел, будет очень интересно почитать bearish case, в котором делается упор именно на технологическую часть, а не на отчетность/подозрения в манипуляциях. И заодно какие эксперты говорят, что в технологиях Tesla нет ничего уникального?
2) Откуда таргет в 5$? Только наработки Tesla в области автопилота *консервативно* стоят несколько десятков миллиардов долларов, если брать в качестве бенчмарков принадлежащий GM Cruise Automation (19 млрд $ – https://techcrunch.com/2019/05/07/gm-cruise-raises-1-5b-at-a-19b-valuation-from-softbank-and-honda/) или подразделение Uber, разрабатывающее самоуправляемые авто (7.25 млрд $ – https://www.nytimes.com/2019/04/18/technology/uber-atg-autonomous-cars-investment.html). Это при том, что машины Tesla в режиме автопилота наездили больше миллиарда миль по реальным дорогам, а у аналогов при таких оценках – примерно в 1000 раз меньше (https://www.reuters.com/article/us-gm-selfdriving-cruise-insight/gms-driverless-car-bet-faces-long-road-ahead-idUSKCN1MY0CK). По такой оценке кстати заходят другие автопроизводители, у которых нет своих технологий (Honda в Cruise, Toyota в Uber), поэтому нельзя сказать, что это венчурные фонды раздувают оценку. Не говоря уже про Waymo, который много лет назад уже стоил 4.5 млрд $, а сейчас его аналитики оценивают вплоть до 175 млрд $ (https://techcrunch.com/2019/03/11/report-googles-waymo-seeks-outside-investment-and-a-sky-high-valuation/), при том что машины Waymo “наездили” в 100 раз меньше, чем Tesla, а их сервис с самоуправляемыми авто после 10+ лет разработки испытывает задержки в пилотном запуске.
Таким образом, на мой взгляд, шорт Tesla – неудачная идея, так как:
– Апсайд ограничен. Готов поспорить, что даже в случае банкротства компанию выкупят намного дороже, чем за 5$ из-за существующих технологических разработок и даже просто объема собранных данных от авто в режиме самоуправления, учитывая, сколько другие автопроизводители платят за аналогичные разработки на более ранней стадии.
– Даунсайд не ограничен и в случае Tesla он может быть реально очень большим. Даже если его вероятность невысокая, общее матожидание получается мягко говоря не очень.
Илья,
Спасибо за комментарии. Теперь по пунктам:
1. Конечно все получают субсидии и не только в автоотрасли. Можно при желании сказать, что и Роснефть субсидии получает. А как может быть иначе, если сначала государство забирает все налогами, а потом отдает лишь часть? И далее автопроизводители будут получать субсидии. Проблема в Тесле не в этом, а в том, что раньше она получала больше конкурентов, а теперь будет меньше. Т.е. ее конкурентная позиция слабеет.
2. Про кредиты – спорная история, но не слишком рискованная. Автопроизводители выдают кредиты на авто, пакуют их и продают как ABS (asset backed securities). Т.е. у них есть активы – ABS и пассивы – бонды/долг. Одно с другим совпадает, автопроизводитель зарабатывает на спреде.
3. Да, у Теслы хуже процессы, чем у старых автопроизводителей, но разве это хорошо и преимущество Теслы?
4. Про автопилот мои личные мысли и понимание ситуации. Тесла полагается просто на несколько камер и радаров, дальше они обрабатываются ПО с помощью механизмов распознования образов. Я не вижу в чем у Теслы может быть конкурентное преимущество с таким продуктом, даже если он вдруг получит одобрение регуляторов. Поясню, 1) создание такого продукта стоит дешево (камеры+радары), 2) ценность каждого следующего км убывает. То есть ИИ с 1 км научится в 100 раз больше чем с 100-го, а с миллионого он уже практически ничему не научится, 3) то есть, если даже у Теслы будет ПО и опыт, они не смогут долго зарабатывать с них прибыль сверх цены капитала, т.к. конкуренты быстро их догонят.
Кстати вопрос – Тесла собирают все данные с камер и радаров со всех пользователей?
5. По поводу привлечения инвестиций – те компании которые их получили впереди Теслы (https://www.freep.com/story/money/cars/mark-phelan/2019/03/13/waymo-ford-chrysler-apple-tesla-autonomous-car/3142974002/) и не факт, что эти инвестиции окупятся?
По поводу позиции – в случае банкротства текущие акционеры получат 0, а распродавать ее будут держатели бондов.
Даунсайд действительно есть и связан он с тем, что рынок сейчас дорого оценивает обещания, а Маск их мастерски продает. Его почему то серьезнее воспринимают чем Рогозина.
PS статья была Ильи Воробьева с Аленки. Это не вы?
Поясню, 1) создание такого продукта стоит дешево (камеры+радары), 2) ценность каждого следующего км убывает. То есть ИИ с 1 км научится в 100 раз больше чем с 100-го, а с миллионого он уже практически ничему не научится, 3) то есть, если даже у Теслы будет ПО и опыт, они не смогут долго зарабатывать с них прибыль сверх цены капитала, т.к. конкуренты быстро их догонят.
Откомментирую этот тезис как технарь – это не волне верно. В AI по настоящему большое количество данных – единственный способ качественно его обучить. Ценность будет убывать, но только с некого достаточно (в данном случае, думаю, слово “очень” более уместно) большого числа данных. Меня, кстати, смущает, что автопилот Теслы без лидара, это технически просто более сложная задача.
Хочу подметить про 4. Это стоит дешево для человека со стороны. В реальности – это очень сложно реализовать, и обкатать. Это не просто софт, это сложный софт. И для результат не хватит ни 100 км, ни 10 000к. Миллиарды – ближе к теме, вероятно нужны десятки миллиардов. Нужно увидеть все, т.к. что-то новое что система не узнает может стоить жизни. И у Тесла самая обученная система.
Только софт может стоить десятки миллиардов долларов. Особенно когда к нему добавить пользователей. Компания Autodesk, давняя, и убыточная. Стоит 37.5 млрд. Продают только софт. Растут медленней. Стоят – уже дороже. 🙂
П.С:
Уверен что это он. Пойду спрошу)
Отвечаю на комментарии и Андрея и Ладимира.
1. Разработка софта не стоит миллиарды $, т.к. Тесла на это явно не тратила миллиарды $. Как и остальные участники процесса. У Ваймо около 1000 сотрудников, у Теслы скорее всего меньше (хотя я не смог найти информацию). 1000 сотрудников даже по 250$ тыс в год это 250 млн. (по факту я думаю меньше тратят) + ноутбуки и несколько машин. Не тянет это на десятки миллиардов.
2. Тесла передает всю информацию со всех камер и датчиков всех машин обратно? Или нет? Если нет, то нет и миллиардов км данных, а есть несколько машин которые ездят по Калифорнии и которые собирают информацию. Причем их меньше чему у Ваймо и Эппл. Или альтернативно можно засчитать все км которые прошли автомобили с круиз контролем.
3. Так уж получилось, что по своему основному образованию я математик и учился на кафедре на которой занимаются распознаванием образов и я не понимаю, что может быть в этом в этом процессе такого, что дает устойчивое конкурентное преимущество Тесле. Думаете у них есть какой-то алгоритм, который может обрабатывать информацию в 10 раз быстрее и качественнее чему у конкурентов? Мне лично кажется, что в этой гонке победит тот у кого глубже карманы, сильнее команда и лучше процессы и на Теслу бы я ставить не стал.
Начну с конца – да, это Илья Воробьев
1) Суть тезиса не в том, что субсидии это плохо, а в том, что противники Tesla очень любят копаться в ее отчетности и подсвечивать любые “нестыковки”, естественно в невыгодном свете, не делая адекватного сравнения с аналогами. Я пока не видел ни одного адекватного и неангажированного сравнения баланса/P&L/кэш флоу Tesla с другими автопроизводителями, поэтому не воспринимаю большую часть такой аналитики всерьез, особенно когда пытаются построить тренд по данным последних нескольких кварталов, а то и вовсе месяцев.
2) В 2007ом тоже секьюритизировали, не помогло. В любом случае это лишний leverage, который ударит в кризис по и без того циклическому бизнесу, вопрос только в том, насколько больно. У Telsa его фактически нет, что как минимум было бы неплохо осветить для объективного сравнения.
3) У Tesla хуже процессы и они гарантированно станут лучше, что положительно скажется как на качестве машин, так и на их себестоимости. Вспомните первые айфоны. Любой компании нужно время, чтобы отладить процессы.
4) Я тут принципиально не согласен:
а) Ни разу не дешево: https://www.businessinsider.com/google-self-driving-car-investment-exceeds-1-billion-2017-9 . И сейчас темп инвестиций явно выше. Иначе зачем те же Cruise и Uber привлекают миллиарды долларов инвестиций и даже Google думает о внешнем финансировании Waymo?
б) У Waymo 10+ млн км и его машины все еще криво ездят по пустым пригородам Финикса. Предельная ценность километра конечно падает, но как заметили выше, после какого-то уровня. До этого уровня абсолютно всем еще очень далеко.
в) Опять-таки, конкуренты не догонят, пока не потратят годы на то, чтобы их машины ездили по реальным дорогам.
Насчет вопроса – Тесла собирает все данные с радаров и камер и анализирует все инциденты. Поэтому у нее намного больше данных, чем у всех автопроизводителей вместе взятых.
5) Navigant research оценивает в основном не технологию (с учетом того, что о технологии большинства компаний в списке ничего неизвестно), а способность компаний “построить устойчивую бизнес модель”, партнерства, стратегию и прочие эфемерные и на 100% субъективные вещи: https://driving.ca/tesla/auto-news/news/teslas-autopilot-system-ranked-near-bottom-among-rival-driver-aids. Вторая ссылка тупо считает количество патентов. Это то же самое, что оценивать мастерство футболистов по их росту-весу или умению играть в FIFA на Sony PlayStation.
Говорить, что чей-то автопилот, тестируемый в закрытом режиме без какой-либо публично доступной информации, лучше, чем у Tesla – то же самое, что утверждать, что будущие Model Y или Tesla Semi круче всех авто в сопоставимых классах. Никто не знает, так это или нет, и пока реальные машины не наездят статистически значимое расстояние по дорогам, говорить об этом весьма странно. GM планировали запустить сервис автономных такси в Сан-Франциско в 2019 году – посмотрим, запустят ли, и насколько успешно, тогда можно будет проводить какие-то аналогии.
А в целом на мой взгляд ключевое отличие во мнениях в том, что мы потребляем информацию из очень разных источников и в целом по разному смотрим на инвестиции. Я, условно, придаю намного больший вес мнению людей вроде Андриессена (который никак не аффилирован с Маском/Тесла), что традиционные автопроизводители фундаментально не понимают ценность софтверной составляющей авто (и он знает о чем говорит, топы автоиндустрии в последнее время часто приезжают в Долину, потому что “не хотят стать аналогом Nokia на авторынке”): https://www.cnbc.com/2017/05/22/marc-andreessen-of-andreessen-horowitz-on-tesla-self-driving-cars.html и вообще не обращаю внимание на то, что пишут товарищи типа Чаноса про Теслу (потому что он объективно не разбирается в технологической части, которая меня интересует намного больше, чем баланс компании, да и в целом у его Ursos, через который он шортит разные бумаги, имеет отрицательную среднюю доходность за все время существования – так себе трек рекорд). И в целом мне намного ближе growth stocks, чем value stocks. Исходя из ваших постов и комментариев у вас мнение ровно противоположное и касательно людей, и касательно акций.
Илья, рад вас слышать и отличная статья на Аленке! Спасибо за нее! Вы правы, что мы по-разному смотрим на эту историю и это крайне хорошо, т.к. чем ближе мы подберемся к истине в аргументированном споре, тем будет лучше для нас обоих. Ведь спор не только о Тесле сейчас, но и том, что с ней будет в дальнейшем, по какому сценарию она пойдет и наша дискуссия, надеюсь поможет правильно реагировать на дальнейшие события.
Теперь по пунктам вашего комментария:
1. Честно говоря, не понял про сравнение не ангажированного ОПУ/Баланс/ДДС. Если вам не нравятся общепринятые нормы отчетности, то можете сделать корректировки, но почему это может быть нужно? Вы думаете кто-то вольно растягивает стандарты учета больше Теслы? А если вы про то, что должны учитываться какие-то привилегии и субсидии (если считать, что они есть) в отчетности компаний, то это имеет смысл только в случае, если предполагается, что они исчезнут. Вы считаете, что что-то такое произойдет в ближайшем будущем и на это надо начислить дополнительные резервы? Если нет, то рекомендую не игнорировать финансовую информацию.
2. В 2007 не помогло не из-за автокредитов, а из-за избыточных пенсионных и прочих обязательств, например, перед дилерами. Все это сгорело у ДжиЭм и Крайслера в банкротстве. Далее, не правда, что все обанкротились, наоборот большинство компаний не обанкротились, БМВ, Даймлер, ФВ, Тойота, Хонда, Хендай и пр.
3. Первое, почему они станут лучше, а не хуже, с учетом того, что творит компания с ее сотрудниками и чехардой в менеджементе? Второе, в чем причина уверенности, что они станут смогу стать лучше, чем у конкурентов и улучшаться быстрее чем у конкурентов? Без этого даже если процессы будут улучшаться, это не приведет к улучшению позиции Теслы.
4. А) Ок, недешево, но тем хуже для Теслы, т.к. у нее меньше денег чем у конкурентов. Хотя на мой взгляд и недорого тоже – все конкуренты Теслы вполне могут позволить себе потратить 1-2 млрд $ и даже много больше. Б) У Ваймо не только 10 млн. км, но и несколько миллиардов км симуляций. И я не нашел нигде информации, что Тесла собирает все данные с камер и радаров (не только с инцидентов). Это не нарушает конфиденциальность? В) Я все таки не понимаю в чем конкурентное преимущество Теслы если у них все устроено именно так как описывает Маск – т.е. ездят Теслы и собирают информацию (по сути просто сканируют данные с радаров и камер) в том числе в теневом режиме. Другие автопроизводители/операторы большого количества авто типа Убер не могут установить несколько камер и радаров в свои автомобили и за очень краткое время собрать такую же информацию?
5. Ок, тогда можно получить ссылку на какую-то оценку позиций компаний по автопилотам? Не от Маска.
6. И почему вы считаете, что это вообще рынок в котором будет один победитель, который сможет получать сверхприбыль? Условно почему это рынок как для процессоров, а не как для для памяти? Какое может быть преимущество одного игрока над другим? ИМХО, разве что допуск регуляторов раньше других получить, но с учетом последних событий (промахов автопилота приведшим к человеческим жертвам) и расследований по ним, сомневаюсь, что Тесла первая этого добъется.
7. Про Чаноса – у него маленькая позиция в Тесле и у него нет стратегии быть в абсолютном плюсе. Главная фишка его фонда находить компании которые будут давать результаты хуже S&P. Тогда инвестор может зайти в его фонд условно на 1 и занять длинную позицию в S&P на 2 и получить прибыль выше чем если бы зашел в S&P на 1 и к тому же иметь меньшую волатильность результатов.
8. Кроме Чаноса Теслу шортят и ряд других уважаемых инвесторов и я бы не стал их так сбрасывать со счетов. Они же не просто так шортят, но в том числе нанимают экспертов в областях в которых не разбираются, пытаются разбить медвежий тезис внутри себя и т.д.
9. По value/growth – для меня разницы нет, growth это просто часть value и он может как позитивно влиять на оценку (если отдача выше стоимости капитала), так и наоборот. Где-то в 2012-13 мне, например, крайне нравились Микрософт, Гугл, Activision, IB, т.к. хотя их оценка с учетом роста была достаточно низкая. Также я еще раньше была Калина, Магнит, которые также были тогда growth. Да и сейчас, например, Гугл и Фейсбук и, скажем, Дисней мне кажутся интересными, просто другие бумаги еще более интересны.
1) Я про то, что видел кучу графиков, где показывается доля субсидий в прибыли Tesla и ни одного, где показана доля субсидий в прибыли других автопроизводителей (просто чтобы показать объективное сравнение). Или про графики где показывают “провал” Tesla в продажах в апреле и что e-tron/i-pace ее “рвут”, хотя все знают, что Tesla всегда отгружает основную часть машин в последний месяц квартала и сравнение вообще не имеет смысла. Или про динамику капекса, где показывают падение с пика двухлетней давности (который в % от выручки был кратно выше, чем у любого автопроизводителя и это был не sustainable уровень), и не показывают, как капекс рос до этого. Цифрами можно очень умело манипулировать и бизнес любой компании можно показать в выгодном или невыгодном свете (я сам эти много раз занимался на нескольких работах). Я говорю про то, что фактически вся аналитика по финансовым показателям Tesla вырывает цифры из контекста и показывает их в заведомо невыгодном свете. Это формально не ложь, но это вводит людей в заблуждение (если они не умеют распознавать такие вещи) или делают “аналитику” абсолютно бесполезной (для тех, кто видит эти уловки).
2) Я не писал, что компании обанкротились, но большинство компаний получало помощь от государства на миллиарды долларов. И кстати говоря пенсионные обязательства у тех же европейских компаний никуда не ушли (а им придется уволить десятки, если не сотни тысяч людей, потому что условные специалисты по карбюраторам не нужны при сборке электромобилей, что повлечет многомиллиардные обязательства). Опять-таки, речь лишь о том, чтобы объективно освещать плюсы и минусы Tesla и аналогов, потому что сейчас все противники пишут о том, что Tesla обречена, а бизнес ее аналогов прочен как скала. И то, и другое объективно неверно, хотя никто не спорит, что финансовых рисков у Tesla намного больше.
3) Тут та же самая learning curve, как с наездом расстояния в режиме автопилота. Чем дольше этим занимаешься, тем меньше инкрементальный эффект. Традиционные автопроизводители уже оптимизировали все что можно (у них были на это десятки лет и их бизнес стабилен). А у Tesla бизнес удвоился за год, многие процессы работают в ручном авральном режиме, люди сильно перерабатывают (в том числе из-за этого уходят многие люди, далеко не все готовы в такой атмосфере работать), естественно качество страдает. Покажите мне хоть одну компанию в мире, которая растет такими темпами у нее идеально отработанные процессы как у аналогов, которые много лет подряд делают одно и то же (и это не SaaS облачное решение, которое просто масштабировать, а сложная логистическая цепочка с тысячами компонент, заводами и т.д.).
4) У Tesla собирается информация не просто о том, как ездят авто, а о том, как ездят авто в режиме самоуправления (когда водитель не вмешивается в действия машины). Это две большие разницы. Конкуренты в теории могут так сделать, поставить камеры и радары – простая часть, софт, который с их помощью сможет хотя бы менять полосу на хайвее – уже сложнее. Никто не говорит, что конкуренты этого не могут сделать или не сделают в будущем, но пока только у Tesla есть такой объем данных и это ее конкурентное преимущество. Насколько большое – вопрос дискусионный, я считаю, что весьма приличное.
5) Кидал выше статью Андриессена, хотя там очень тезисный взгляд без детального анализа. Есть те же Ark Invest, которые много пишут на эту тему и на мой взгляд намного глубже смотрят непосредственно в технологию – там аналитики намного лучше понимают, например, как работает машинное обучение, которое лежит в основе автопилота, чем большинство людей на Уолл-стрит. Но Ark Invest явно имеют bias в пользу Tesla. Сходу не придумаю качественный и детальный репорт, который бы сделала абсолютно независимая сторона, скину, если найду.
6) На мой взгляд наиболее близкий аналог системы самоуправления авто с точки зрения уровни сложности софта – операционные системы в мобильных/ПК. В мире есть всего три компании, которые в них доминируют – Apple, Google и Microsoft. Поэтому я опираюсь на исторические прецеденты. Память – это commodity, как наверняка будут батареи для электромобилей, например.
7-8) Согласен, но все равно наблюдается очень явное разделение между быками и медведями с точки зрения их возраста/бекграунда/мировоззрения и мне ближе мнение людей в лагере быков.
9) Ну все перечисленные истории я бы отнес ближе к Value 🙂 А Growth считаю скорее истории где еще нет устойчивой прибыли и возможно даже отлаженной бизнес-модели, но есть определенное конкурентное преимущество и большой потенциал для роста (хоть и со значимыми рисками). Но опять-таки вопрос трактовки и разделение очень условное.
1. По п1
a. Вы можете сами построить те графики, которые доказывают вашу точку зрения, если хотите, но их не показывают не из-за какой-то бесчестности, а просто потому, что это не имеет никакого отношения к результатам бизнесов. Есть фин отчетность и там субсидии видны четко – будь то ZEV кредиты или беспроцентные займы от государства. И, кстати, я уверен, что если бы такие графики можно было показать, то Тесла бы сама это сделала. Как это они постоянно и делают в своих акционерных письмах выгодно для себя выбирая данные.
b. E-tron и ipace рвут модели X и S Теслы в Европе начиная с начала года с учетом марта месяца в котором Тесла отгружает большинство авто. Причем, все проекции продаж которые я видел учитывают их всплеск в июне и я не знаю кто их не учитывает.
c. По графику капекса тезис в другом – другие компании не претендуют на такой рост как у Теслы (если не брать компаний типа Nio) и оцениваются по другим мультипликатора. Важен показатель CAPEX минус D&A. Если он положительный, то компания растет, если отрицательный, то скорее всего не растет. Если не растет, то значит не компания роста и более низкие мультипликаторы. Либо CAPEX не нужен для роста, но это неверно для OEM.
2. Вы противопоставляете Теслу другим OEM, но 1) они все существенно дешевле по мультипликаторам и 2) проблемы Теслы не значат, что у всех остальных все замечательно. Вся отрасль довольно непривлекательна, уже давно отличается высокой конкуренцией и низким возвратом на капитал.
3. Я знаю ряд частных компаний в России которые растут быстрее Теслы, со сложной логистикой и т.д. Думаю зарубежом таких гораздо больше. При этом от Теслы их отличает, что нет чехарды в менеджменте и есть правильные процессы принятия решений. Рекомендую почитать книгу Гладуэлла по этой теме Outliers и подумать об известных фактах поведения и принятия решений в команде Маска.
4-6. Если будут статьи с хорошим анализом в ту или иную сторону, дайте знать, пожалуйста. Я пока ориентируюсь на то, что игроки с лучшим знанием предмета (инсайдеры, инвесторы с историей успеха, в т.ч. те которые нанимают экспертов) продают акции компании. А те кто вроде бы за Теслу своим глубоким анализом не делятся, хотя на него и ссылаются и делятся поверхностным. И деньги не вкладывают (я не про Арк, а про Хоровитца или Тиля).
9. Я бы назвал Теслу венчуром, а не growth или value.
1. Конкретный пример, почему, например, 4 пункт анализа представлен некорректно:
Первые два графика – тезис что спрос падает на основании падения в одном квартале по отношению к предыдущему (после аномальных 3 и 4 кварталов, когда Tesla увеличила производство Model 3 и закрывала бэклог заказов) при росте выручки год-к-году на 37% (не говоря уже про штуки) – даже комментировать не буду. “Темпы роста продаж Tesla замедляются, но они все еще намного выше чем у любого другого автопроизводителя” намного корректнее отражает ваши же графики.
Насчет продаж S и X в Европе:
а) Так как у Tesla всегда провал в первые два месяца квартала, корректно взять статистику только за целый квартал, с января по март. Конкуренты все еще впереди, и на сам тезис это не влияет, но это уже легкое манипулирование цифрами.
б) Model 3 канибализирует старшие модели Tesla намного сильнее всех конкурентов вместе взятых – не показать взлет продаж Model 3 (он правда испортит масштаб, так как они кратно выше всех остальных электромобилей вместе взятых) или как минимум не указать это как основную/важную причину – опять-таки, некорректная интерпретация
в) I-Pace и e-Tron закрывают бэклог предзаказов, так как только недавно начали продаваться. Model S и X давно бэклог закрыли и это только заказы, поступающие в текущем режиме. Напрямую сравнивать продажи, пока конкуренты не закроют все предзаказы, в принципе некорректно.
г) Ну и чтобы говорить, что спрос исчезает, надо его сравнить с историей (например, Q1’18), из графика вообще нельзя сделать вывод, был он раньше больше или меньше.
Чтобы тезис был корректный, нужен исторический график продаж S и X в Европе, на котором видно, что выход на рынок I-Pace/e-Tron совпадает со значительным падением продаж S и X, желательно на нескольких разных рынках, чтобы исключить влияние случайных факторов, а также проверить, что на этот момент не наложился старт массовых отгрузок Model 3. В таком случае аналитика была бы действительно объективной. Но такие графики, естественно, не показывают, потому что большинство тезисов о них успешно разбиваются.
А насчет того, что сама Tesla выгодно выбирает данные в своих письмах акционерах – так делают все публичные компании, представить компанию в выгодном свете – прямая задача IR и топ-менеджмента.
2. Tesla быстро растет, в то время как конкуренты стагнируют или растут очень низкими темпами – рынок всегда дает премию за рост. Насколько эта премия должна быть большой и насколько ее нужно скорректировать в обратную сторону из-за существенных финансовых рисков – отдельный вопрос.
3. Outliers читал, а насчет Маска – я предпочитаю смотреть на долгосрочные результаты. В мире очень мало людей, которых можно в принципе поставить с ним в один ряд с точки зрения того, что они создали за последние 10-15 лет.
А насчет компаний – не знаю, какие бизнесы в России можно в принципе сравнить с Tesla с точки зрения технологической сложности, если не брать оборонку/космос (вряд ли речь про них). Не говоря уже про масштаб – удвоить бизнес условно с 10 до 20 млн $ далеко не то же самое, что удвоить с 10 до 20 млрд $.
4. Фонды Хоровитца и Тиля вроде даже юридически не могут купить акции Tesla, так как VC не могут покупать акции публичных компаний, а если даже в теории могут, их LP не поймут. Ну и у них в своей зоне компетенций доходность намного выше, чем фактически у любого успешного (без сарказма) фонда на Уолл стрит (кроме Джима Симмонса, он вне зачета).
Насчет инсайдеров – гляну детальнее, но по идее у любой растущей компании продажи инсайдеров должны как минимум преобладать над покупками из-за окэшивания опционов.
9. Насчет венчура – согласен, думаю это более корректная характеристика Tesla на текущем этапе.
1. А вы считаете, что спрос не падает? Тогда я переформулирую тезис, спроса на планируемый объем производства (по 100 тыс. авто в квартал) по текущим ценам на авто нет. В первые два квартала был т.к. проедался бэклог, в 1 квартале этого года и по известным данным на 2 квартал он ниже. Тесла это знает и снижает цены.
2. В п.4 графики с 2013 года и там отлично виден роста производства и выручки.
3. Потом если уж еще делать сравнения, то утверждение, что темпы роста продаж Теслы выше чем у любого другого автопроизводителя не верно. Например, в 2017 Geely продали 1.245 тыс. авто, что выше на 61% чем в 2016,а Baojun 1 млн. авто с ростом +34%. В 2018 г. неплохо выступил Митсубиси вырос на 24% и продал 1.06 млн. авто. Такое каждый год случается с одним-двумя не самыми крупными автопроизводителями из топ 25 в которые Тесла даже не входит и чья база, от которой считается рост, существенно ниже. При этом я сомневаюсь, что кому-то из них понадобилось такой объем средств который потратила Тесла, чтобы этого добиться (впрочем, я не проверял, но зная стоимость капитала для других производителей уверен в этом с высокой вероятностью).
4. И еще по росту, можно его считать не в %, а в штуках. Рост Тойоты на 1% это для Теслы рост на 30%+.
5. Тесла канибализирует продажи авто с более высокой маржинальностью, чтобы продавать автомобили с более низкой маржинальность – это тоже понятно и тоже плохо.
6. График продаж S и Х и против конкурентов на разных рынка и без учета модели 3 сделать невозможно, т.к. пока данных нет. Те что есть скорее подтверждают сделанные в статье утверждения, по моему мнению. Вы можете сделать другие выводы или сделать вывод, что они нерепрезентативны.
7. Рынок дает премию прибыльному росту, во всяком случае рациональный рынок. Причем не просто прибыльному, а прибыльному с учетом стоимости капитала.
8. Про Маска не мне судить. Определенно он добился успеха, но не он один, таких людей много и не только Безос, Брин, Пейдж и т.д., а также думаю в мире много великих людей о которых мы не знаем и которых можно поставить с ним в ряд, просто они не настолько громкие и противоречивые. США и Долина в особенности – уникальное место в котором гораздо легче творить такие уникальные вещи. Но подумайте о другом, сам Маск говорил не раз, что ему важнее прогресс человечества, а не заработать деньги для себя (и следовательно акционеров).
9. Про сложность бизнеса – сам Маск не раз говорил, насколько проще производить электоавтомобили, а не обычные ДВС. И если говорить про автосектор, то есть множество тех же производителей в Китае которые это осуществили (SAIC, Dongfen, FAW, BYD, Great Wall и тд). И не надо говорить, что все многие из них JV, т.к. 1) не все и 2) Тесла также пользуется чужими компетенциями в том числе полученными от Daimler (и он кстати спас компанию от банкротства в 2009 г. докапитализировав Теслу).
10. По инсайдерам говорят, что есть множество причин когда они продают и только одна когда покупают. Причем самый ценный сигнал – когда покупает CFO. Но тем не менее никто, кроме Маска на мизерные для него суммы, не покупает, а продают все что могут, в т.ч. есть анекдотические случае, когда кэшились опционы по $319.57, чтобы продать акции по $320 (Rice Linda Johnson на 1700 акций, заработала 731$).
1) Ну вот только сегодня было письма Маска сотрудникам, что второй квартал может быть рекордным по продажам. Я думаю на 100к машин в квартал спрос вполне есть, не факт, что уже в этом году на него выйдут, но думаю в следующем с очень большой вероятностью.
3) Согласен, использовать слово “любого” вообще не стоит, корректнее сказать, что Tesla растет намного быстрее большинства конкурентов, что точно будет правдой.
8) Ну если вы сами ставите Маска в один ряд с Безосом, Брином и Пейджем, то думаю предмета для спора нет. И безусловно, в мире есть много очень крутых людей, которые непубличны и мы не знаем об их заслугах.
А насчет мотивации Маска – у него финансовая мотивация рассчитана на 10 лет и привязана к капитализации Tesla – первые деньги он получит при достижении 100 млрд $, а последние при 650+ млрд $: https://ir.tesla.com/index.php/news-releases/news-release-details/tesla-announces-new-long-term-performance-award-elon-musk. Я не знаю ни одного другого СЕО, у которого были бы настолько долгосрочные и амбициозные цели.
9) Согласен что ДВС сложнее и что есть много крутых компаний помимо Tesla, включая автоиндустрию, которые добились больших успехов в последние годы. Хотя опять-таки, если взять темпы роста и масштаб бизнеса (Tesla выросла с 0 до 20+ млрд $ за 15 лет), в мире очень мало подобных прецедентов, особенно среди капиталоемких бизнесов.
10) Посмотрел для интереса выборочно другие компании в США – почти везде преобладают продажи инсайдеров как по количеству сделок, так и по их объему, от Ford до Facebook, так что Tesla не одинока. Согласен, что в Tesla за последний год (раньше не смотрел) акции покупал только Маск, но я бы не стал делать однозначных выводов на основе этой информации. Например, если у топов Tesla более щедрая долгосрочная опционная программа (по сравнению с другими автопроизводителями скорее всего это так, хотя не проверял), я бы на их месте тоже окэшивал все опционы, просто потому что держать большую net worth в акциях Tesla – плохая идея, все же понимают, что компания, несмотря на свой масштаб, все еще является по сути венчуром.
1. Из письма следует, что у они получили на 50 тыс. новых заказов авто. Посмотрим так ли это и сколько заработают на этих авто по результатам квартала. Надо только учитывать, что есть немалый шанс, что это не совсем правда, т.к. Маск этим знаменит (вообще это культурная фишка в долине, overpromise & underdeliver) и не согласуется с предыдущим его письмом (зачем жесткий кост каттинг если все хорошо?). Плюс непонятно, какой будет микс продаж и конечная выручка (дорогие/дешевые комплектации, снижение цен).
Выйти на 400 тыс. в год, они наверно могут, если спроса хватит (а это зависит от цен продаж и действий конкурентов), с этим согласен. Не уверен, что они смогут на этих объемах зарабатывать достаточно для развития и даже просто для поддержания деятельности – надо новые модели выводить и пр.
8. Я не ставлю Маска в один ряд с этими людьми, просто привел примеры людей которые добились на мой взгляд больше чем Маск. Это скорее ответ на вопрос, кто больше повлиял на мир чем Маск. Если же говорить именно про менеджемент, то, на мой взгляд, людей круче Маска очень много (даже у нас – например, Греф, Тиньков, Басов и пр. мне видятся более крутыми). Я вообще не вижу никаких достижений в Тесле – за 20 млрд. $ развернуть производство максимум 400 тыс. электроавтомобилей? Я вообще не понимаю, что революционного в электоромобилях и, если не ошибаюсь, они впервые появились раньше ДВС. Просто ДВС был эффективнее, а теперь вроде бы батарейки подтянулись и электро стало конкурентоспособнее (с учетом моря субсидий, без них пока нет). Но причем здесь Маск? Вот про Space X не знаю, и ничего сказать не могу, может быть в этом направлении Маск создал что-то действительно хорошее.
Про мотивацию Маска и 650 млрд. $ – я вообще не понимаю зачем ему СД одобрил эту мотивацию. Был бы я в СД – точно не одобрил бы. У него и так пакет 20%+ и зачем его чем-то еще мотивировать? Выглядит скорее как попытка надуть акцию и поживиться за счет других акционеров в хорошем сценарии. Тех самых акционеров, которые и так уже дали Маску денег и кредит доверия, чтобы развивать компанию. Баффетт, например, вообще за копейки работал и без всяких опционов…
9. Потратив тот капитал, который потратил Маск на самом деле не сложно создать такую не сильно прибыльную компанию такого масштаба за этот срок (рискну предположить, что даже у меня бы получилось, если есть возможность выбирать любую отрасль). Я не буду искать примеры, но думаю их множество. Маск – молодец, что привлек этот капитал и увлек людей своим видением. Не более и не менее того.
10. Да, все так, но важно то, что опционы кэшаться в момент первого окна экспирации, при том, что их можно держать 2 года и более до экспирации. Топ менеджер видя перспективы своей компании конечно обкэшит опционы, но только в последний момент, ведь тогда он получит больше денег. Кстати инсайдеры Теслы так и делали и, например, в 2016 на порядок меньше кэшили и сопоставимая с текущими показателями скорость выхода инсайдеров была в 2013 году. Тогда бумага резко выросла и понятно почему все начали кэшиться (вдруг твои опционы подорожали в 10 раз, быстрее надо обкэшить, а то мало ли бумага упадет). Но вот сейчас почему инсайдеры кэшаться также быстро, ведь бумага падает?
Забыл про Тиля и Хоровитца ответить – их фонды не могут, но сами они могут как частные лица. Сейчас, по моему, кроме Маска и Эллисона больше значимых акционеров из тех тусовки нет. Эллисон не известен как супер инвестор (например, в Теранос вложился).
Palihapitiya, например, покупал акции, а затем convertibles Tesla и в целом очень позитивно настроен в отношении компании.
А Тилю и Хоровитцу думаю просто нет смысла покупать акции Tesla, так как у них на венчурном рынке намного выше IRR. У всех фондов Тиля с 2005 года он стабильно за 30%, а по новым фондам вообще запредельный: https://www.buzzfeednews.com/article/williamalden/leak-shows-how-peter-thiel-really-feels-about-palantir . Я бы на его месте тоже не покупал акции Tesla, думаю у них ожидаемая доходность с поправкой на риск существенно ниже.
И пара ссылок по теме
https://www.businessinsider.com/tesla-problems-getting-worse-2019-5
https://www.businessinsider.com/teslas-autopilot-faces-scrutiny-after-accidents-2018-5
Спасибо, почитаю!
еще ссылочка по теме
https://www.businessinsider.com/german-companies-lead-development-of-self-driving-car-tech-chart-2017-8
С Теслой мне все стало понятно, когда она выкупила Solar City спустя короткое время после очередного инвестиционного раунда. Отличная сделка для Маска, который фактически обкэшил пакет в потенциальном банкроте за счёт акционеров Теслы. Возможно инвестиции и привлекались под соусом синергии с Solar City, и поглощение не было неожиданностью для тех, кто по-факту дал на него деньги, но, ИМХО, очень показательная ситуация, просто на грани криминала.
Мы пока не знаем чем эта история кончится.
Я, если честно говорить, не плотно знаком с предметом, но кажется, что уже закончилась. Если посмотреть на картинки в тексте выше, то видно, что сделка была прямо перед резким ухудшением результатов Solar City. Даже если предположить, что компания оказалась на уровне конкурентов (TAN ETF), то с 16 года по сегодня её стоимость плюс-минус не изменилась (это без учёта премии при поглощении). Ещё раз повторюсь, что у меня очень сильные вопросы вызывает сделка с сомнительной целесообразность, в результате которой происходит обкэшивание доли в компании с, как показало будущее, проблемами об собственных акционеров.
Из важного – директора Маска не участвовали в голосовании.
И глядя на результаты – вы правы, все Ж. Но может ли там быть какая-то синегрия, более сильные переговоры с Панасоник из-за большего объема(хз), может появится Тесла с солнечной крышей и т.д и т.п..
Владислав, огромное спасибо за материал! Это с большим отрывом лучший медвежий кейс по Тесле который я читал(а последнее время других почти нету).
Тем не менее я не согласен с половиной ваших утверждений. Ответил на каждый пункт детально у себя: https://vk.com/wall-84354847_9657
Разумеется на вас там ссылка есть, и полагаю вам будет интересно прочесть.
Позвольте спросить, откуда и куда вы прокатились на Тесле, и как долго ехали?
.
Ладимир, прочитал, интересно. Несколько комментариев (уж простите, что здесь, но ВК не пользуюсь). По пунктам:
2. Я не разбирался глубоко как они оценивают свой инвентарь, но если стандартно по понесенным затратам, то вы правы, выручка будет больше. Но для ее получения все равно придется понести коммерческие и логистические расходы, которые в инвентаре также не учтены. Плюс SG&A размазать.
3. У меня хороший плюс по позиции (в текущем моменте, набирал ее выше 300$), так что фрустрации нет. По расходам по НИОКР, я не считаю, что с таким стилем управления как у Маска компания может быть эффективнее чем Интел или Гугл. OKR vs Маск, я всегда буду ставить на OKR.
4. Падение спроса показательно в сочетании с падением доверия к бренду (о чем ниже в других пунктах писал). Плюс если у компании есть мощный спрос, почему бы его не использовать и продавать авто в США, а не пытаться выйти в Европу, Китай ломая баланс через рост рабочего капитала и попадая в очередной кризис ликвидности? Вряд ли менеджемент Теслы настолько глуп.
8. Проблемы не в том, что Маск переживает или что-то в этом духе, а в том как он себя ведет, особенно по отношению к сотрудникам.
10. К слову, вчера еще один инсайдер продал акций на 9 млн $
11. Да, рынок умные деньги не могут в среднем уделать, т.к. их возврат в сумме будет меньше возврата рынка на размер их комиссий. Но при этом, я видел график, то ли от JPM, то ли GS, где они показывали, что на 10 летнем отрезке то время как SP500 рос в среднем условно на 8%, профессионалы заработали 6% (меньше S&P500), инфляция была 3%, а непрофессиональные инвесторы (дантисты и программисты) заработали 2%. Цифры +- но суть думаю понятна. Плюс рынок последние годы в США действительно уникален и очень похож на рынок начало 00х. ИМХО, конечно.
12. 30% в шортах не значит, что 30% акций отданы в шорт. Одну и ту же акцию могут шортить по несколько раз. Я шортанул, взял акции в займы, еще кто шортанул и взял акции взаймы у меня и т.д. Это важная техническая деталь. От шортокрыла она действительно не спасает. Собственно мы как раз видели его в конце 2018 года.
14. Продавать себя таким образом естественно лишь в Силиконовой Долине и в Ванкувере. Культура действительно такая.
15. Solar City это пример плохих практик корпоративного управления, а именно бейлаута одной компании за счет другой в первую очередь, а не пример плохих инвестиций.
16. Таких проблем с качеством у нормальных автопроизводителей уже нет. И проблемы не только в них, но и в том, что они не решаются – невозможно дозвонится до сервиса, запчасти ждут месяцами и т.д.
17. Когда сравнивают конкурентов Теслы и пишут, что у них меньше радиус поездки на батареях, почему то забывают упомянуть, что это из-за того, что они безопаснее и не вспыхивают. Проблемы Теслы с безопасностью реальны. И особенно заметны на фоне утверждений Маска, что Тесла самая безопасная машина.
18. Все слышали и о Тойота и VW и Мерседесах. И у Теслы не самая большая доля авто не на ДВС. Большинство прогнозов сходится на том, что ДВС в первую очередь будут теснить гидбриды, а уже потом чистые электрокары. Гибрид – это 50 км на батарейках, а дальше на бензине. Хватает чтобы доехать до работы и обратно и поставить на зарядку, а бензин нужен для более дальних поездках.
19. Форд убил за счет большей эффективности чем конкуренты. Что не похоже на историю с Теслой. Плюс с тех пор вкусы потребителей немного изменились.
Отдельно про беспилотное вождение. С чего вы решили, что Тесла в этом лидер? У них технология основанная на камерах с дальнойстью обработки изображения на уровне 125 м, в то время как остальные работают с лидарами с дальностью 250 м. Технология Теслы – самое простое и дешевое решение, которое очень легко воспроизвести.
На Тесле меня несколько раз возили пассажиром (модель S) и ничего особого сказать не могу. Приемистость супер, управление через экран непривычно и отвлекает водителя, качество салона ниже чем в сопоставимых по цене немецких автомобилях.
3. Поздравляю! По эмоциональному окрасу текста мне казалось иначе. То что вы ушли с прибылью важный пункт для дополнительной оценки.. “объективности” ваших тезисов. Аргументы конечно главное, но.. 🙂
У Маска получается невозможное. Он сделал компанию которая летает в космос, он создал с нуля автобренд, и он собственник который всем этим детально управляет, в то время как интел десятилетиями сидит на огромных денежных потоках, и не особо деньги считает – конкурентов давно нет. Компания управляется агентами, читай чиновниками. Эту сторону проблемы Талеб очень любит. Но реально – у нас есть доводы туда, и сюда – а детально мы вряд-ли разберемся.
4. Ну про Европу и Китай – Маск сразу целился на глобальный рынок, отсюда и хотелки завода в Китае. Теперь явно лишь хотелки на долго. Про текущий момент – ну как я писал уже, бесспорно есть просадка в спросе(особенно в США), но мгновенное перенасыщение нельзя назвать проблемой спроса в более долгосрочной перспективе. Был большой отложенный спрос, он удовлетворен. Далее машинки поездят, люди оценят ускорение, и идеальную развесовку(ходовые качествы тесла для их цены на голову превосходят любые близкие по стоимости аналоги на бензине).
12. По схеме что вы описали тем не менее, все те акции надо купить чтобы закрыть обязательства. И исторически высокий шорт интерес всегда рано или поздно заканчивается. И обязательно всплеском цены. Дохлой кошки, или разворотом полагаю покажут ближайшие кварталы.
15. Мы не знаем чем эта истории кончится, быть может это еще наберет оборот: ведь важно понимать что батареи дешевеют не по дням, а по часам:
И быть может эта тема еще выстрелит. То что сама она загнулась бы, не значит что покупка не оправдается. Bailout? Так часто бывает. Иногда срабатывает, иногда – нет.
16. Проблемы с качеством появляются у любой новой модели, чем больше нового – тем больше проблем. Потом лечится. Для роста продаж в 100% год к году эти выводы делать рано.
17. С критикой безопасности Теслы я несогласен. Не то чтобы у меня были доказательства обратного, просто я не увидел доказательств того что она опасна, и совсем не согласен с вашими тезисами по этому поводу. Есть ли какая-то статистика о пострадавших из-за вспыхнувшей Теслы людях? Все-же это дело не может рвануть как пробитый бензобак в котором смешалась горючая смесь. То сравнение с люксовыми брендами – опять-же, важно сравнивать все разом, а не просто смертность водителей. Возраст водителей, факт что Теслу возьмут любители погонять, факт что люксовые авто часто водят профессиональные шоферы.
18. Да согласен, что все слышали про все бренды. Но если нужен электрокар – то первое что придет в голову – Тесла.
19. Согласен про эффективность, не согласен что это не случай Теслы: рано судить, еще раз повторю про темпы роста. 🙂
***
Всякие радары – камеры это детали. Сложность вопроса в том чтобы сделать это просто. И самое главное, как говорят в Израиле “увдот бэ шетах”, факты на месте. Автопилот Теслы единственный кто реально ездит по всему миру на коммерческой основе, и помоще водителя не просит.
Все разрабатывают, а Тесла ездит. Миллиарды часов уже. Скоро будут десятки миллиардов.
По поводу езды на Тесле(ну и вообще на хорошем электрокаре) – идеальная приемистость, и идеальная развесовка. Тяжелые элементы автомобиля не только внизу, но и между колесами.
Эти машины не только потрясающе для своей цены разгоняются, и имеют два багажника, но и имеют близкий к идеальному handling За счет распределения массы.
***
По поводу Гибридов, я как раз к этому скептичен. Это очень сложно и дорого. Ни туда, ни сюда. Вам нужен целый ДВС, и бензобак за счет чего меньше батареи и больше дальность хода. При том массы не меньше. И все это надо обслуживать(ну и делать). Самый продаваемый сейчас я думаю Toyota Prius, но он очень сложный. Я допускаю что в будущем будут массовые электрокары с маленькими слабыми моторчиками для подзарядки, которые смогут работать во время езды(сильно увеличивая дистанция которую можно проехать), и позволят вам зарядится там где нет зарядки. Причем эта штука может быть как опция, без которой можно купить машину, не обслужив моторчик можно ехать, можно его оставить в сервисе и т.д.
3. Пока ни прибылью я никуда не ушел. Как закрою позицию будет ясно, вдруг будет убыток?
Про Маска и невозможное я не буду дисскутировать, он конечно талантливый и умный, но лишь место где он оказался волею судеб дало ему раскрыться. Где еще на Земле будут фондировать убыточные предприятия такого типа многие годы?
4. По Китаю и Европе – просто это прибыльные рынки для Теслы, где они просто продают свои авто и глобальные амбиции здесь не причем. Если можно заработать в Китае 50$, а в США 40$ с авто, то конечно они продадут в Китай.
12. Sears это не спасло, как и Enron.
16-17. Здесь я не соглашусь. Есть объективные показатели, которые позволяют это измерять. Можно конечно ссылаться на пресс релиз Теслы, что Модель 3 самая безопасная из всех тестировавшихся по NHTSA, но только сама NНTSA выпустила пресс релиз в котором это отрицает. А можно смотреть на стоимость страхования в которой зашиты эти показатели. А она для Тесл такова, что Илон решил аж создать свою собственную страховую (что довольно забавно, т.к. практически нереализуемо для компании с балансом как у Теслы).
19. Тесле уже больше 10 лет и многих миллиардов затрат, так что это тот случай когда уже можно об этом судить.
По автопилоту – он у Теслы ездит, тк это единственная компания которая рискует использовать недоделанный продукт в этой отрасли. При этом вообще то продукт Теслы нельзя называть автопилотом. Для рекламных целей они так его называют, но по факту надо все время держать руки на руле и следить за дорогой.
Отдельно про то, когда можно считать бренд конкурентными преимуществом.
Так вот бренд – это КП, если он позволяет продавать продукт дороже чем аналогичный продукт конкурентов с теми же потребительскими свойствами, тк потребитель наделяет его вымышленными позитивными свойствами которые отличают его от конкурентов. Бренд имеет ценность только в этом случае. Как Тиффани или Ролекс.
Если Тесла сможет продавать свои авто с аналогичными характеристиками как у Мерседеса по цене на 20% (а не наоборот) я поверю, что бренд Теслы что-то стоит. Пока же Тесла субсидирует продажи своих авто, получая убытки и ей приходится несмотря на это снижать цены на авто. Это антипризнак бренда который имеет ценность.
Ждать у моря погоды можно долго, за шорт надо платить
За шорт плата меньше 1% гг. плюс вы получаете деньги на счет, которые можете использовать на другие цели (на депозит положить и % получать).
Можно узнать источник информации? В целом я не спорю, но crowded short – отдельный разговор. Когда short interest Большой
А) может быть проблема с получением акций, у меня бывали случаи когда IB давали отказ шортанут бумагу, “could not locate required shares” (или что-то такое), и
B) – цена шорта сильно растет.
Я щас быстро не смог найти информацию. IB у меня сейчас нет.
Сейчас посмотрел в IB – ставка 1.00% гг. Подорожал шорт, еще буквально недавно был где-то по 0.2-0.3%. Если будет продолжать падать, то думаю еще подорожает (алгоритмы подключатся и начнут пылесосить акции).
Владислав, а откуда ты брал графики из пункта №1? Какой-то сервис?
Николай, сайт macrotrends.net
монументальный труд и комментарии. На рынке есть более безопасные и потенциально интересные истории чем тесла, зачем все ее обсуждают…)
Ну и добавлю все таки свои 5 копеек.
Тесла погружена в хаос – а хаос это точно не то, что необходимо для производства и продаж технологических вещей.
У меня 2 момента:
Облигации падают и это плохой знак. И облигации Теслы сегодня снизились к новым рекордным минимумам, а доходность выросла до новых максимумом: стоимость снизилась до 82,5 долларов (по нотам от 08.2017 на 1,8 млрд) и доходность выше 9%.
Уровень соответствует мусорным облигациям. А это уже замкнутый круг получается: новое финансирование, что через бонды что через допэмиссии акций будет ооооочень тяжело провести с такими рейтингами.
Поэтому тут и второй момент: когда в 3м квартале будет отрицательным денежный поток, который не перекроется внешними заимствованиями, то тут и дефолт и банкротство.
Кассовые разрывы сгубили не одну компанию, и тесла здесь не будет исключением.
Но я постою в стороне.
безопасные и с большим апсайдом, да, безусловно! но вот более интересные…
Проблема в том, что Тесла стала слишком распиаренной акцией – на острие ножа. Слишком много людей шортит. Путь вниз (если он будет) превратиться в танец горного козла – выкупы будут очень мощные (что и происходило многократно). Любой намек на оптимизм – ракета вверх. Просто так срубить денег не дадут. Идея отчасти кажется лежащей на поверхности, из-за этого плохой.
случайно увидел критическую статью про Илона Маска -бегло пробежался, когда она писалась акции торговались в районе 200, а сейчас они стоят 317 долларов, что еще раз подтверждает сомнения и бред тех.анализа
да пусть шортит дальше:)
тесла через 5-7 лет будет стоить на порядок дороже
Тем временем на 3 июня 20 акции торгуются 886 дол, эти шорты ему наверно уже очечело въерошили
на днях Тесла пробила 1000 долларов. Так можно и весь портфельна коротких позициях уничтожить. Стоит, наверное, сделать апдэйт этой статье.
Дмитрий, можно уничтожить, если брать неправильный размер. Смысл делать апдейт по статье нет, т.к. причины особенно не изменились. Плюс, я после этой статьи еще одну статью по Тесле написал https://road2riches.ru/ideas/akcii-tesla-finalnyj-akkord/
Да, Владислав! Эта статья с Вами на всю жизнь теперь, вне зависимости от того, какие успехи будут у Вас далее. Человек который шортил Теслу от 200$ с лета 2019г – анекдот просто. Я в лонг на все депо встал с того же времени))) Аргументы все никакие, даже отвечать не хочется по пунктам, время само расставило все по полочкам – добавить цифры последних кварталов свои графике). Зря Вы TSLAQ начитались (хоть бы логотип их с диаграмм убрали). Чанос и Эйнхорн умные деньги – хахаха, вы их интервью вживую смотрели?!
Владимир, пусть будет на всю жизнь. Благо статья на мой вкус вполне неплохая.
Вы кстати немного неправы по поводу с каких уровней я шортил и как – начал я с 2017 года и достаточно активно управлял позицией. Но это не так важно в текущем моменте.
Вы встали в лонг – молодец, главное выпрыгните пока есть возможность. Хотя может и здесь я не прав?
Не соглашусь, что аргументы никакие. Тем более если добавить цифры с последних кварталов. Да и фраза вроде аргументы такие слабые, что отвечать не хочется, говорит скорее о том, что ответить нечего, а не о том что аргументы слабые. Про Чаноса и Эйнхорна – очень высокого мнения. Про Кэти и Кавасаки – нет. TSLAQ – кладезь информации и не вижу ничего плохого в том, чтобы использовать их логотип, но как я писал, для меня основные аргументы не связаны с фродом, а связаны с переоценкой компании в сложной индустрии. Фрод и красные флаги – просто вишенки на торте.
Но главное – для меня Тесла скорее представляет спортивный интерес, чем финансовый. И факапов посерьезней по деньгам в абсолюте у меня было множество гораздо более серьезных, чем TSLA. И они тоже представлены на сайте (типа ASNA или EMGC). И тоже на всю жизнь. И эти истории уже закрыты в убыток, в отличие от TSLA. Не надо путать price action с изменением фундаментальных перспектив компании.